Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Исернская средняя школа
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ –
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ
Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у первоклассника при адаптации к школе?
Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.
Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?
Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
К физиологической адаптации относят несколько этапов:
§ «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
§ Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
§ Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:
§ Недостаточность подготовки ребенка к школе;
§ Длительная депривация;
§ Соматическая слабость ребенка;
§ Нарушение формирования отдельных психических функций;
§ Нарушение познавательных процессов;
§ Нарушение формирования школьных навыков;
§ Двигательные нарушения;
§ Эмоциональные расстройства;
§ Общительность и социализация.
Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе
У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:
§ Высокий уровень адаптации.
Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
§ Средний уровень адаптации.
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
§ Низкий уровень адаптации.
Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.
Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации
Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
Расстройства психики:
§ Нарушение сна ;
§ Плохой аппетит;
§ Усталость;
§ Неадекватное поведение;
§ Головные боли;
§ Тошнота;
§ Нарушение темпа речи и т.п.
Невротические расстройства:
§ Энурез;
§ Заикание;
§ Неврозы навязчивых состояний и т.п.
Астенические состояния:
§ Снижение массы тела;
§ Бледность;
§ Синяки под глазами;
§ Низкая работоспособность;
§ Повышенная утомляемость и т.д.
§ Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет.
§ Снижение учебной мотивации и самооценки.
§ Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.
Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту. В данном случае, детскому психологу.
Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей
§ Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
§ Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
§ Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
§ Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
§ Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.
§ Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни.
Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.
В старшей группе завершается дошкольный возраст.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Для воспитателей и родителей предстоит большая работа в подготовке будущего первоклассника. Они вместе должны приложить все усилия в этой нелегкой работе.
В течении года родителям предлагается:
Мы уже знаем, дети, которые в семье получают достаточное внимание и любовь, а также разнообразные впечатления, с которыми родители систематически занимаются, в школе более спокойны, они самостоятельнее, сообразительнее и добросовестнее в выполнении школьных обязанностей, чем дети, с которыми предварительно мало занимались.
Исключительную роль в подготовке детей к школьному обучению играет детский сад. Он дает детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивает психические процессы, формирует интерес к игре, посильному труду и обучению, способствует привитию навыков культуры поведения.
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, мог успешно учиться, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют школьнозначимыми, познавательными. Прежде всего они обеспечивают его способность заниматься успешной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности.
Нарушение организации деятельности и внимания – характерная особенность непосед.
В шесть лет это проявляется, как:
Планируя работу по подготовке к школе, взрослые особое внимание уделяют развитию речи, памяти, моторных функций, зрительного восприятия, и тех функций, на основе которых формируются базовые учебные навыки ( письмо, чтение, счет).
Обязательно нужно упорядочить режим дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, гуляет, ест, занимается. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки. Наверное, следует напомнить, что ребенок – дошкольник учится постоянно. Поэтому какую – то часть необходимых представлений, сведений, знаний он получает не садясь специально за стол.
И прежде всего это относится к развитию речи. Шестилетний ребенок должен уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова обозначающие местоположение и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, за, под, перед. Еще шестилетний ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические функции – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Сравнивать и различать предметы по величине – большой, маленький.
Один из показателей речевого развития ребенка – формирование фонематического слуха, т.е. умение узнавать и различать звуки на слух.
Обучение письму так же одна из наиболее существенных проблем при подготовке к школе. Чтобы подготовить руку ребенка к письму нужно прежде всего развивать его способность выполнять сложнокоординированные графические движения. Но сначала необходимо научить его правильно располагать тетрадь и держать ручку ( при работе праворукого ребенка свет должен падать слева у леворукого - справа). Очень эффективны для подготовки к письму и чтению задания на различие (уметь находить сходство и различать форму, буквы, фигуры, объекты) на классификацию (выделять специфические признаки предметов), деление целого на части и составление целого из частей (складывать фигуры и буквы из частей и т.п.). Они способствуют формированию зрительно –пространственного восприятия, внимания.
В 5-6 лет ребенок способен одновременно сравнивать, выделять предметы, фигуры, различать наклон, вертикальные и горизонтальные линии, их высоту, точно воспринимать и копировать образец фигуры, буквы. Именно эти способности – основа успешного обучения письму.
Очень важно развивать – зрительную память ребенка, необходимую при обучении письму, чтению, счету. Кроме учебных навыков для успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня личностного развития. Под определенным уровнем понимают три сферы жизненных отношений – с близкими взрослыми, со сверстниками, к самому себе.
Советы родителям: «Не спешите в школу»
В играх смейтесь вместе над безответственностью, эгоизмом, глупостью и т.д.
Пусть он войдет в класс в семь, но уже сознательным школьником. А пока на легком материале втягивается в учебу, стремится к достижению результата.
И, пожалуйста, дорогие родители, в требованиях к ребенку будьте единомысленны друг с другом, любой ценой идите на взаимные компромиссы: расхождения в требованиях к ребенку, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, здесь просто фатально вредны!
ПЛАН РАБОТЫ ПА ПЕРАЕМНАСЦІ НА СТУПЕНІ ДАШКОЛЬНАЙ АДУКАЦЫІ
І ПЕРШАЙ СТУПЕНІ АГУЛЬНАЙ СЯРЭДНЯЙ АДУКАЦЫІ
№ п/п |
Змест работы |
Тэрмін Выканання
|
Адказныя |
1 |
Удакладненне спісаў дзяцей шасцігадовага ўзросту, у тым ліку дзецей, якія не залічаны ў 1 клас, але зарэгістраваныя на тэрыторыі Ісернскага сельскага выканаўчага камітэта |
да 3 верасня |
нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
2 |
Фарміраванне банка дадзеных аб дзецях 5-ці і 6-ці гадовага ўзросту |
да 3 верасня |
нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
3 |
Анкетаванне для законных прадстаўнікоў “Аб аказанні дадатковых платных адукацыйных паслуг” |
да 15 верасня |
нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
4 |
Прыём заяў законных прадстаўнікоў выхаванцаў да аказання платнай паслугі “Школа будучага першакласніка” |
да 24 верасня |
нам.дырэктара Пуцята В.Л.
|
5 |
Узаеманаведванне заняткаў і ўрокаў настаўнікаў пачатковых класаў і выхавальнікаў дашкольнай установы
|
па меры неабходнасці, але не радзей, чым 1 раз у квартал
|
нам.дырэктара Пуцята В.Л. выхавальнікі, настаўнікі пачатковых класаў |
6 |
Арганізацыя пераемнасці навучання: дашкольная ўстанова і пачатковая школа |
верасень |
нам.дырэктара Фядзюшка Ю.Ю. нам.дырэктара Пуцята В.Л. нам.дырэктара Рыбачкова В.А. |
7 |
Педагагічны савет “Адаптацыя вучняў 1 і 5 класаў; адаптацыя выхаванцаў да дашкольнай установы” |
лістапад |
нам.дырэктара Фядзюшка Ю.Ю. нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
8 |
Сумесная нарада з настаўнікамі пачатковых класаў па пытаннях планавання (аналіз праграм) і арганізацыі работы з дзецьмі на розных ступенях адукацыі |
згодна плана МА |
нам.дырэктара Пуцята В.Л. выхавальнікі, настаўнікі пачатковых класаў |
9 |
Сумеснае правядзенне розных мерапрыемстваў па плане выхаваўчай работы |
на працягу года |
нам.дырэктара Рыбачкова В.А. нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
10 |
Работа з законнымі прадстаўнікамі дзяцей па пытаннях падрыхтоўкі дзяцей да школы
|
на працягу года |
Дырэктар Буян В.М. нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
11 |
Правядзенне сумесных ранішнікаў, фальклорных свят
|
на працягу года |
нам.дырэктара Пуцята В.Л. выхавальнікі, настаўнікі пачатковых класаў |
12 |
Прыняцце ўдзелу выхавальнікаў і настаўнікаў пачатковых класаў у семінарах, выставах, конкурсах, паседжаннях МА
|
на працягу года |
нам.дырэктара Пуцята В.Л. выхавальнікі, настаўнікі пачатковых класаў |
13 |
Сумесная нарада з настаўнікамі пачатковых класаў па пытаннях падрыхтоўкі дзяцей да навучання ў школе
|
май - чэрвень |
нам.дырэктара Фядзюшка Ю.Ю. нам.дырэктара Пуцята В.Л. |
Подготовительные занятия в "Школе будущего первоклассника" являются введением ребёнка в школьную жизнь.
Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. При подборе материала, ориентировка на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Работа ведётся по следующим направлениям: