1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
З. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуация в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.
6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
9. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов
Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые не значительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не заругивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается до 90 % основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10 %.
Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте в слух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогите осуществить ее, поощряйте ее выполнение.
Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте вместе делать уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне — и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот кто учит, учится сам.
Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о пережитом.
Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п.
Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам. Учебникам, делам и т.п.
Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранить веру в себя.
При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.
Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
— бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;
— эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
— культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.
Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
Делайте занятия с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.
Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает.
В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность — ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
Давайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность. Даже по отдельным результатам.
Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6 классов должны работать до 2, 5 часов, 7- 8-х-до 3,8,9-х- до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
Некоторые рекомендации, предложенные для младших классов, продолжают быть актуальными и в средних. Например, Вы можете меньше реально помочь своему ребенку, но ослаблять внимание, контроль за учебой деятельностью преждевременно.
Как избежать конфликтов со школой?
• До начала диалога со школой спросите себя: что в этой ситуации зависит лично от меня? Каков может быть мой вклад в решение той или иной проблемы?
• Не требуйте от школы больше, чем она может вам дать. Школа – это часть жизни ребенка. У первоклассников – большая, у выпускников – меньшая... Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок жил интересной жизнью и вне школы, тогда возможные школьные неуспехи не будут столь разрушительны для его личности.
• Учителя – как и все люди – разные. Не обобщайте и не переносите свое недовольство на весь коллектив школы. Наверняка среди педагогов есть те, с кем вы вполне найдете общий язык.
• При возникновении неприятной ситуации, связанной с вашим ребенком, помните, пожалуйста, что вы самый главный человек, от которого ваш ребенок ждет поддержки при общем “разборе полетов”. Ваша задача здесь - прояснить ситуацию. А вот все “меры” лучше принимать дома, после тщательного совместного обсуждения с сыном или дочерью.
• Приходя в школу, обязательно просите вести диалог на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений учителей. Постарайтесь собрать разнообразную информацию о жизни ребенка и анализируйте ее сами.
• Попробуйте также понять не только особенности поведения вашего ребенка в классе (школе), но и общую атмосферу учебного заведения. Любые поступки детей обязательно связаны с социальным контекстом, в котором он развивается. Не торопитесь делать поспешные выводы, не поняв причины его поведения.
• Не принимайте учительскую правоту априори. Естественно, не нужно обсуждать с ребенком только негативные качества (поступки) учителей, попробуйте в каждом явлении находить ту крупицу полезного, которая обязательно присутствует в нем. Учите этому ребенка.
• Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания. По возможности просите классного руководителя сообщить повестку собрания и его продолжительность.
• На самом собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с вашим ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с учителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.
• Подумайте, чем вы могли бы помочь школе или конкретному учителю? Не всегда эта помощь должна выражаться в материальной поддержке. Возможно, вы располагаете важной информацией, может быть, у вас есть возможность трудоустроить школьников на лето. Вероятно, вы могли бы дать консультации по вопросам, связанным с вашей профессиональной деятельностью, а может быть, вы в состоянии помочь школе в тиражировании учебных материалов, обеспечении компьютерными программами?
• Ваше участие в жизни школы обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту образовательную среду, в которой он находится.
• И последнее. Для того чтобы научить ребенка необходимым социальным навыкам, родители должны не только рассказывать о них взрослеющему человеку, но и демонстрировать их на практике.
97 способов сказать ребенку "Я тебя люблю!"
1. Молодец.
2. Хорошо.
3. Удивительно.
4. Великолепно
5. Прекрасно.
6. Грандиозно.
7. Незабываемо.
8. Остроумно.
9. Талантливо.
10. Именно этого мы от тебя ждали.
11. Это трогает меня до глубины души.
12. Отлично.
13. Классно.
14. Поразительно
15. Красота.
16. Несравненно.
17. Неподражаемо.
18. Как в сказке.
19. Очень ясно.
20. Очень эффектно
21. Здорово!
22. Поздравляю!
23. Ух!
24. Потрясающе.
25 Это как раз то, что нужно.
26. Ярко, образно.
27. Еще лучше, чем прежде.
28. Ты одаренный
29. Ты сегодня много сделал.
30. Ты чудо.
31 Гораздо лучше, чем я ожидал.
32 Ты на верном пути.
35 Я тобой горжусь.
36. Мне очень важна твоя помощь.
37. Я просто счастлив.
38. Работать с тобой радостно.
39. Сегодня уже лучше.
40. Ты самый замечательный.
41. Сказано здорово.
42. Ты мне необходим.
43. Я тобой восхищаюсь.
44. Ты моя надежда.
45. Ты мое счастье.
46. Ты моя радость.
47. Ты моя опора.
48. Ты великодушен.
49. Я от тебя в восторге.
50. С тобой тепло как при солнышке.
51. Как ты ловок и умел.
52. Ясный, как звездочка.
53. Для меня важно все, что тебя тревожит и радует.
54. Для меня нет никого красивее тебя.
55. Научи меня делать так же.
56. Чудо мое.
57. Тут мне без тебя не обойтись.
58. Ты талантлив.
59. Что бы я без тебя делала?
60. Я горжусь тобой.
61. Удивительно, как мне с тобой хорошо!
62. У тебя руки золотые.
63 Я тебе благодарна.
64 Как чудесно все у тебя получается.
65 Ай, да умница!
67 Иди - пожалею!
68. Колокольчик ты мой.
69. Как ты аккуратен.
70. Я не сомневаюсь в тебе.
71. У тебя непременно получится.
72. Будь смелее, дерзай.
73. Я верю в тебя.
74. Ты мой защитник
75. Расскажи мне о своей беде.
76. Ты не подведешь.
77. Какой у тебя голосок звонкий.
78. Это не беда.
79. Спи сладко.
80. Что ты чувствуешь?
81. Как ты считаешь?
82. Солнышко мое.
83. Моя кровинушка.
84. Чудо, а не ребенок.
85. Давай вместе подумаем.
86. Бывают же такие дети!
87. Звездочка моя!
88. Я нуждаюсь в твоей поддержке.
89. Зайка мой!
90. Ты - удивительный ребенок.
91. Я знаю - тебе это по силам.
92. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
93. Я сам не смог бы сделать лучше.
94. Пусть тебе присниться чудесная сказка.
95. Не отчаивайся, я рядом.
96. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне тебя.
К этому осталось добавить:
Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!