методическая копилка

Основная документация воспитателя

Основная документация воспитателя   дошкольного образования

     1. План образовательного процесса с воспитанниками.

     2. Протоколы родительских собраний.

     3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.

     4. Сведения о родителях и воспитанниках.

     5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных процессов и образовательного процесса

Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя дошкольного образования

Основные требования

Годовые задачи учреждения дошкольного образования

Соответствие текущим годовым задачам учреждения на учебный год

Научно-методическое обеспечение

Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики   Беларусь

Список детей по подгруппам

С учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс. Наличие разнообразных форм организации работы с семьей. Соответствие содержание работы с родителями годовым задачам учреждения, сезону, возрасту воспитанников.

Индивидуальная работа с воспитанниками

Содержание работы: по образовательным областям учебной программы  дошкольного образования на все недели месяца на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учётом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом .

Закаливание

Основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования.

Двигательная активность

Содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых. Соответствие утренней гимнастики плану руководителя физического воспитания. Наличие активного отдыха в соответствии с возрастом и сезоном. Разнообразие основных движений и упражнений на прогулке.

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи; источники планирования. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая) виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая

       В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно ­методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) - на каждый день недели месяца.

          При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

свернуть

Оплата за пользование учебными пособиями "Мои первые уроки"

плата за пользование учебниками и пособиями

в 2024/2025 уч.году

Уважаемые родители! Ежегодно воспитанники старших групп  занимаются по учебно-методическим комплексам "Мои первые уроки" рекомендованным Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь. Комплекс состоит из пяти рабочих тетрадей для детей.

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839 "О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование" установлена плата за учебники и пособия для дошкольников в 0,2 базовые величины. В этом учебном году стоимость составляет 8р.00коп.

Кто имеет право на льготы при оплате за пользование учебниками?

   Для детей из многодетных семей сумма оплаты за пользование учебниками снижается на 50 % (часть 3 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

 Бесплатное пользование учебниками устанавливается для (часть 2 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании):

·                     учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

·                      лиц с особенностями психофизического развития;

·                      детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·                      детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;

·                      лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;

·                     обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;

·                     обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;

·                     обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Перечень документов, необходимых для получения льгот по оплате за учебники?

1.     Для установления бесплатного пользования учебниками и учебными пособиями:

·                     удостоверение инвалида

·                     заявление на имя директора

2.     Для снижения платы за пользование учебниками и учебными пособиями (50%)

·  копия удостоверения многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет

·  заявление на имя директора школы.

Оплату необходимо произвести до 01.10.2024

 

свернуть

Скоро в школу

Скоро в школу

Советы родителям

1. Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, его физическим и психическим развитием. Перед выбором школы проконсультируйтесь у врача о состоянии здоровья ребёнка, спросите совета у психолога, психоневролога, прислушайтесь к их рекомендациям.

2. Уделите внимание рациональной организации режима дня, избегайте чрезмерных перегрузок. Выполнение режима дня (рациональное питание, сон, отдых, прогулка, игры, занятия) не только оказывает положительное воздействие на укрепление здоровья ребёнка, но и формирует собранность, организованность, дисциплинирует, подтягивает его.

3. Формируйте у детей интерес к учению и школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, красивый портфель, букет цветов... При подготовке к школе важно сделать акцент на познавательном интересе, ведь учёба - это труд, и ребёнок должен быть готов к этому.

4. Верьте в возможности Вашего ребёнка, это поможет ему ощутить психологический комфорт, защищённость, уверенность в своих силах. Ребёнок нуждается в Вашей поддержке и одобрении.

5. Учите общаться с детьми, взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.

6. Развитие речи - одна из главных задач воспитания. Побуждайте ребёнка к пересказу сказок, мультфильмов, начиная с коротких и хорошо знакомых; к составлению рассказов по картинке, иллюстрации, об игрушке; предложите придумать сюжет сказки, рассказать интересный случай из жизни.

7. Воспитывайте у детей интерес к КНИГЕ, используйте как тему для разговоров, сюжет для игры, больше читайте вместе, рассматривайте иллюстрации, знакомьте с авторами, анализируйте характеры героев, поинтересуйтесь, на кого они хотят быть похожими. Дайте понять, что книга - источник важной, интересной информации.

8. Приучайте ребёнка к поддержанию порядка в своей комнате, на столе, пусть он сам убирает игрушки, вещи, следит за своим внешним видом, обслуживает себя, заправляет постель, помогает маленьким и взрослым.

свернуть

Рекомендации психолога

Рекомендации психолога родителям дошкольника.

Для всех нас наступает волнительная пора - пора подготовки ребенка к школе. Кто-то из родителей стремится поскорее научить ребенка безукоризненно читать, писать и считать, кто-то присматривает ранец и канцелярские товары, а кто-то испытывает просто тревогу за своего малыша: как воспримет его учитель, как построятся отношения с ребятами, станет ли он успешным? Нужно обязательно верить в то, что он станет успешным и все у него получится, но получится уважаемые родители в первую очередь, с вашей помощью, поддержкой, заботой и любовью. А для этого прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов: Рассказывайте ребенку, как вы пошли в первый класс, какие забавные случаи и происшествия случались с вами во время учебы, просматривайте вместе свои школьные фотографии; Вселяйте в ребенка уверенность, формируйте у него положительное отношение к школе, позитивно отзывайтесь об учителях и классе. Учитель для ребенка является непререкаемым авторитетом. И когда это именно так, то можно преодолеть любые проблемы; Оставайтесь мамами и папами, не входите в роль строгих оценивающих учителей, не будьте слишком требовательны к ребенку, проявляйте терпение к капризам вашего «нехочухи»; Прислушайтесь к тому, какие «волшебные» слова использует ваш ребенок: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощу прощения и т. п. Обратите внимание на свой лексикон и тон. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение и манеру общения своих родителей; Помните, дети имеют право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Не ошибается только тот, кто ничего не делает; Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, когда вы ему что-то не купили; если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.; Если вы видите, что у малыша есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.; Больше играйте со своим ребенком, он должен прожить полноценное детство. «Недоигравшие» дети плохо перестраиваются на учебную деятельность; Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном; Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке. Тренируйте пальчики ребенка, используйте ножницы для вырезания различных фигур; Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, придумывайте что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.; Помните, что гибкое владение способами установления взаимоотношений с ребенком, облегчит его адаптацию в новом классном коллективе.

Успехов Вам и удачи в процессе подготовки ребенка к школе!

свернуть

Как подготовить ребёнка к школе?

 КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ???

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. действительно, специально органи-зованные занятия помогают детям подготовится к школе, но без помощи родителей такая подготовка будет некачественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний : сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду, ему нужно поделится с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его отношение зависит от прошлого эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам », активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником ,наставником , а не контролером и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы, У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

Дошкольник учиться в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

Обучение требует систематичности: 10- 15 минут каждый день дадут большой результат, чем час -два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания , умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно ,то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы сделал так (показ, объяснение), то было лучше».

 

ШЕСТОЙ ГОД: РУКА ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ.....

 Выпускной год в «дошкольном университете» — самый ответственный.

Опытный педагог, даже не пользуясь специальными «диагностиками», определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в «решающий годовой этап» следует позаниматься.

Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные движения.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья.

Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Упражнения на развитие ручной умелости «прописываются» обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, цирку ли, ножи, ножницы.

В любой детской полезной деятельности, называемой «продуктивной», и в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется

 

мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.

Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом.

Детям всегда интересно что-то предметное — «весомое, зримое» — изготовить, и потому открывается «книгоиздательство» и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто «интервью» берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чтение, когда заинтересуются печатной машинкой или «печатанием» букв на основе штампов, печатей.

Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. «УЧА ДРУГОГО, УЧУСЬ САМ» — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или он — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роли «маленького учителя». Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.

Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. Свободным он бывает на столько, насколько стал САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в «самопрезентации» и самозащите — словесной и даже физической (подраться и помириться нужно уже уметь).

свернуть

Что понадобится в детский сад...

ЧТО ПОНАДОБИТСЯ В ДЕТСКИЙ САД

Предлагаем вам примерный список канцелярских и сопутствующих принадлежностей, которые понадобятся воспитанникам детского сада в новом учебном году:

– карандаши цветные;

– пастель 24 цветов;

– фломастеры;

– краски;

– розетки прозрачные для краски;

– кисти, подставки для кистей;

– салфетки для обсушивания кистей;

– баночки пластмассовые для промывания ворса кистей;

– палитру;

– губки для смывания краски с палитры;

– мелки;

– бумагу белую и цветную;

– пластилин;

– стеки;

– ножницы с тупыми концами;

– файлы;

– подносы для обрезков бумаги;

– картон;

– розетки для клея;

– салфетки;

– пластины (клеенки) для работы с клеем

Этот перечень принадлежностей утвержден постановлением Министерства образования РБ. (постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.)).

По действующему законодательству финансирование расходов на содержание учреждений дошкольного образования осуществляется за счет средств местных бюджетов, в том числе приобретение моющих средств и предметов личной гигиены.

По материалам сайта: http://edu.gov.by

свернуть

Права на беларускую мову

Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь (са змяненнямi i дапаўненнямі, прынятымi на

Адмова службовай асобы прыняць i разгледзець зварот грамадзянiна на

рэспубліканскiх рэферэндумах 24 лістапада 1996 г. i 17 кастрычніка 2004 г. )

беларускай або рускай мове са спасылкай на няведанне мовы звароту цягне за

сабой адказнасць у адпаведнасцi з заканадаўчымi актамi Рэспублiкi Беларусь.

Адказ на зварот афармляецца на мове звароту.

Артыкул 17 Дзяржаўнымі мовамі ў Рэспубліцы Беларусь з’яўляюцца беларуская і

руская мовы.

Закон “О государственной службе в Республике Беларусь” (ад 14 чэрвеня 2003

г. № 204-З).

Артыкул 50 Кожны мае права захоўваць сваю нацыянальную прыналежнасць,

таксама як ніхто не можа быць прымушаны да вызначэння і ўказання

Статья 24 Право на поступление на государственную службу

нацыянальнай прыналежнасці.

1 Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики

Знявага нацыянальнай годнасці караецца згодна з законам.

Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие

государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным

Кожны мае права карыстацца роднай мовай, выбіраць мову зносін. Дзяржава

гарантуе ў адпаведнасці з законам свабоду выбару мовы выхавання і навучання.

требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными

актами о государственной службе.

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 26 Квалификационные требования, предъявляемые при поступлении

Статья 9.22. Нарушени е законодательства о языках

на государственную службу

Публичное

оскорбление,

порочение

государственных

и

других

национальных языков, создание препятствий и ограничений в пользовании ими,

1

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении

проповедь вражды на языковой почве - влекут наложение штрафа в размере от

на государственную службу, являются:

четырех до десяти базовых

величин.

1.3. владение государственными языками Республики Беларусь;

Закон Рэспублікі Беларусь ад 26.01.1990 N 3094-XI

(рэд. от 03.01.2013) "Аб мовах у Рэспублiцы Беларусь"

“ Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей” (ад 29 чэрвеня

2006 г., № 139-З)

Артыкул 3 Права грамадзян карыстацца iх нацыянальнай мовай

Статья 13 Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Грамадзяне маюць права карыстацца iх нацыянальнай мовай i выбiраць

мову зносiн.

Судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на

Артыкул 4 Абавязак кiраўнiкоў, iншых работнiкаў дзяржаўных органаў i

белорусском или русском языке.

iншых арганiзацый валодаць беларускай i рускай мовамi

Кiраўнiкi, iншыя работнiкi дзяржаўных органаў i iншых арганiзацый павiнны

Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим

валодаць беларускай i рускай мовамi ў аб'ёме, неабходным для выканання iмi

сваiх службовых абавязкаў.

языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми

Артыкул 5 Гарантыi правоў грамадзян пры звароце ў дзяржаўныя органы

материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право

i iншыя арганiзацыi

выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные

Дзяржаўныя органы i iншыя арганiзацыi павiнны прымаць i разглядаць

звароты, якiя падаюцца грамадзянамi на беларускай або рускай мове.

лица вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке,

установленном законодательством.

свернуть

Мая краіна

Мовы Беларусі

Беларуская і руская з’яўляюцца дзяржаўнымі мовамі Беларусі.

Іншыя мовы, такія, як польская, украінская і іўрыт, выкарыстоўваюцца на ўзроўні мясцовых абшчын.

Традыцыйныя рамёствы ў Беларусі

У Беларусі даўняя багатая гісторыя традыцыйных мастацтваў і рамёстваў, многія з якіх існуюць і цяпер.

Сярод асноўных рамёстваў:
ткацтва
дрэваапрацоўка
ганчарная справа
саломапляценне

Папулярныя традыцыйныя народныя танцы, існуюць народныя тэатры.

Музыка і мастацтва адыгрываюць важную ролю ў культурным жыцці Беларусі. Нацыянальныя і міжнародныя фестывалі рэгулярна праводзяцца па ўсёй краіне. Самы вядомы з іх – "Славянскі базар у Віцебску".

Прырода  Беларусі

Прырода Беларусі унікальная. Тут можна сустрэць шмат рэдкіх відаў раслін і жывёл. У рэспубліцы рэалізуюцца буйныя прыродаахоўныя праекты, створаны дзяржаўныя запаведнікі і заказнікі.
Беларускі ландшафт

Разнастайная расліннасць займае 93,1% усёй тэрыторыі краіны. Лясы складаюць 1/3 зялёнага покрыва краіны.

Поўнач Беларусі – край азёр. На поўдні краіны па цячэнні ракі Прыпяць размешчана балоцістая мясцовасць – славутае Беларускае Палессе.

У тых раёнах Беларусі, дзе захаваліся унікальныя ландшафты, сустракаюцца рэдкія віды раслін і жывёл, былі створаны дзяржаўныя запаведнікі.
Дзікая прырода Беларусі

У беларускіх лясах растуць 28 парод дрэў і каля 70 відаў кустоў. Самыя распаўсюджаныя пароды дрэў:

бяроза (па ўсёй краіне)

сасна (па ўсёй краіне)

елка (паўночныя раёны)

дуб (паўднёвыя раёны)

У Беларусі можна сустрэць вялікую колькасць дзікіх звяроў і птушак, сярод якіх шмат рэдкіх відаў.


У Беларусі існуюць 76 відаў млекакормячых, самыя распаўсюджаныя з якіх: лось, алень, дзік, воўк, бабёр.

На тэрыторыі рэспублікі сустракаецца каля 300 відаў птушак.

Для аховы рэдкіх і знікаючых відаў раслін і жывёл была створана Чырвоная кніга Рэспублікі Беларусь. У яе ўключаны 17 відаў млекакормячых, 72 віды птушак, 4 віды земнаводных, 10 відаў рыб, 72 віды насякомых – яны знаходзяцца пад аховай дзяржавы, і ў месцах іх існавання створаны дзяржаўныя запаведнікі і заказнікі.
Дзяржаўныя запаведнікі і ахова прыроды

У Беларусі пяць запаведных тэрыторый, якія ахоўваюцца дзяржавай. Іх работа падтрымана ЮНЭСКА

свернуть
поделиться в: