Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Исернская средняя школа
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Для тех, кто испытывает стресс
• Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!
• признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой
• борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу и не выплескивай ее на окружающих — так как рискуешь остаться один
• если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: «Утро вечера мудренее!». Это означает —• с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы
• после отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!
• выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось
• твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее
• тебе плохо — попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!
• помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше
• помогает поднять настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно
• если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?
• и последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!
Как готовиться к экзаменам
• Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели.
• начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие
• если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала
• ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, достижение расслабления
• соблюдай режим дня. Раздели день на три части. Готовься к экзаменам 8 часов в день. Занимайся спортом, гуляй на воздухе, сходи на дискотеку. Спи не менее 8 часов, если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда.
• питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся
• как запомнить большое количество материала. Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
• помогает поднять настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно
• если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?
• и последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно отдохнуть.
• Упражнение для глаз. Посмотри попеременно вверх и вниз (25 сек.), влево и вправо (15 сек.). Напиши глазами своё имя, отчество и фамилию, попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.). Нарисуй квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
• Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Сожми пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимай с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделай вдох. Повтори 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект
• возьми по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони. Слегка помассируй кончик мизинца. Помести орех на ладонь ближе к мизинцу, прижми его ладонью другой руки и делай орехом круговые движения в течение 3 минут.
Как вести себя во время экзаменационного тестирования
• Перед экзаменом обязательно выспись
• все вещи, которые понадобятся на экзамене: одежду, письменные принадлежности, талисман, приготовь заранее. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок
• одежда должна быть удобной, спокойных тонов
• за день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то не доучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму
• смело входи в класс с мыслью, что всё получится
• сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее, собраннее и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми руки в кулаки
*выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения
*сядь удобно, сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.),
* задержка дыхания (2-3 сек.), медленный плавный выдох,
*слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д. постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих.
* Для тебя существуют только часы, регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Торопись не спеша. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам
*просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм
*когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах между собой не связаны.
*действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят
*если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
*оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.
• Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.
• Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.
• Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.
• Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.
• Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.
• Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.
• Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задан