советы психолога

Советы для тех, кто сдаёт экзамены

  ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Для тех, кто испытывает стресс

• Ты можешь испытывать психическое или физическое на­пряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

• признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощу­щение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. На­блюдай за собой

• борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дур­ные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу и не выпле­скивай ее на окружающих — так как рискуешь остаться один

• если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: «Утро вечера мудренее!». Это означает —• с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому не­обходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдох­ни от беспокойства и увидишь новые перспективы

• после отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

• выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось

• твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Все­гда можно найти что-то хорошее

• тебе плохо — попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и пого­вори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

• помогают избавиться от стресса занятия спортом и люби­мым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше

• помогает поднять настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно

• если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

• и последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляй­ся в депрессию — ищи решение!

 

Как готовиться к экзаменам

 • Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, не­обходимо не ставить перед собой сверхзадач для достиже­ния сверхцели.

• начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по час­тям, сохраняя спокойствие

• если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запом­нить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала

• ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, дос­тижение расслабления

• соблюдай режим дня. Раздели день на три части. Готовься к экзаменам 8 часов в день. Занимайся спортом, гуляй на воз­духе, сходи на дискотеку. Спи не менее 8 часов, если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда.

• питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся

• как запомнить большое количество материала. Повторяй ма­териал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких лис­точках. В последний день перед экзаменом просмотри лис­точки с кратким планом ответа.

• помогает поднять настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно

• если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

• и последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляй­ся в депрессию — ищи решение!

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно отдохнуть.

• Упражнение для глаз. Посмотри попеременно вверх и вниз (25 сек.), влево и вправо (15 сек.). Напиши глазами своё имя, отчество и фамилию, попеременно фиксируй взгляд на уда­лённом предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед со­бой (20 сек.). Нарисуй квадрат, треугольник сначала по ча­совой стрелке, потом в противоположную сторону.

• Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Сожми пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимай с усилием кулак. За­тем, ослабляя сжатие кулака, сделай вдох. Повтори 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект

• возьми по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони. Слегка помассируй кончик ми­зинца. Помести орех на ладонь ближе к мизинцу, прижми его ладонью другой руки и делай орехом круговые движения в течение 3 минут.

 

Как вести себя во время экзаменационного тестирования

 • Перед экзаменом обязательно выспись

• все вещи, которые понадобятся на экзамене: одежду, пись­менные принадлежности, талисман, приготовь заранее. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, каран­даш, точилка, стиральная резинка, носовой платок

• одежда должна быть удобной, спокойных тонов

• за день до тестирования постарайся ничего не учить. Если че­го-то не доучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму

• смело входи в класс с мыслью, что всё получится

• сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее, собраннее и у тебя всё получится. Сосредоточь­ся на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми ру­ки в кулаки

*выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения

*сядь удобно, сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.),

* задержка дыхания (2-3 сек.), медленный плавный выдох,

*слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования.  Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д. постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих.

* Для тебя существуют только часы, регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Торопись не спеша. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к то­му, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам

*просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабо­чий ритм

*когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах между собой не связаны.

*действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят

*если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!

*оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на макси­мальный уровень трудности, а для хорошей оценки доста­точно одолеть 70% заданий.

свернуть

Как воспитывать волю

  1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
  2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
  3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
  4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
  5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
свернуть

Как развивать свой ум

  1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
  2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
  3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
  4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
  5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
  6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
  7. "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".
свернуть

Рекомендации от психолога школьникам. Школа и ты.

Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

• Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

• Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

• Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

• Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

• Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

• Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

• Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задан

свернуть

Как управлять своими эмоциями

  1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
  2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении
свернуть
поделиться в: