Патриотическое воспитание

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2022г. № 368 "О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию"

Игра-викторина "Дружба народа"

15.09.2023
17 сентября Республика Беларусь отмечает государственный праздник: "День народного единства". Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения белорусского народа. Он связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости нашей Родины. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля и крепло единство нашего народа.
развернуть

Маршрут выходного дня "Школьный историко-краеведческий музей"

Государственное учреждение образования

«Исернский учебно-педагогический комплекс

ясли-сад-средняя школа»

 

 

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

«ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

 

        

Уважаемые мамы и папы!

Выходной день предлагаем вам провести с ребенком полезно и посетить музей.

 

Рекомендуемый возраст ребенка: 5 - 6 лет.

Музей расположен по адресу:

202145 Минская обл., Слуцкий район, аг. Исерно, ул. Н.Д.Белько, 8 тел./факс: 8 01795 79 0 11 https://iserno.slutsk-vedy.gov.by/  

 

Предварительная работа: 

- повторить с ребенком правила поведения в музее.

  • Не кричать, не шуметь, не ссориться, не трогать экспонаты руками (только с разрешения экскурсовода).
  • По залам музея передвигаться бесшумно и осторожно.
  • Громко разговаривать недопустимо.
  • В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за интересную экскурсию и его рассказ.

-предложить посмотреть мультфильм:

https://youtu.be/lyMg98ooEjY  

 

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком.

- Обратите внимание ребенка где расположен музей.

- Обратите внимание на необходимость создания музея в этом месте.

- Предложите заглянуть в музей и узнать о нем больше.

 

  1. Что рассказать ребенку.

- Расскажите ребенку, что музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. Такие предметы называются экспонаты. 

- Обратите внимание, что музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся.  Бывают музеи технические, художественные, краеведческие, исторические.

Профиль нашего музея – история села с древнейших времён до наших дней, этнография, краеведение.  В музее представлены экспонаты: археологические находки давних времен, материалы о войнах, коллекция керамики прошлых лет.

- При посещении музея предлагаем познакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, а также материалами (национальными костюмами, старинной посудой, орудиями труда и т.д.).

- Затем с историей предмета, с его возникновением, акцентируя внимание детей на зависимость предметов от образа жизни людей.

- Наиболее целесообразным методом знакомства с музейной экспозицией является внимательное рассматривание предметов, действия с ними.

- Предложите ребенку внимательно рассмотреть макет печи, около которого стоит ухват и кочерга. Рядом с печью располагаются: деревянное корыто, корзина, кувшины, ложки, ковши, глиняные горшки.

- Познакомьте ребенка с народным костюмом, его отличительными особенностями, традициями изготовления одежды: из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть.

 

  1. Какие вопросы задать ребенку.

- Как ты думаешь, что такое музей?

- Для чего люди создают музеи?

-  Как называются предметы, которые хранятся в музее?

- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею?

- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами?

- Спросите, как экспонаты попадают в музей?

- Все ли предметы могут стать экспонатами музея? (музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность)

- Поинтересуйтесь у ребенка, что ему больше всего понравилось в музее?

 

  1. Если у вас нет возможности посетить музей, предлагаем сделать это виртуально.

https://youtu.be/DH5S6yujD2s 

 

  1. Что прочитать ребенку. Стихи про музей:

Интересное неизвестное

Всё про вещи вокруг нас Мы узнали в этот час. Мы смотрели, удивлялись, Открывали рот, смеялись…

До чего же интересно: То, что было неизвестно, Всё увидеть, всё узнать!.. Чтобы маме рассказать. (Груданов Е.)

 

  1. Что предложить ребенку сделать после экскурсии.

- Пофантазируйте с ребенком, каких музеев не бывает. 

- Предложите ребенку нарисовать:             

  • пригласительные билеты в музей для своих друзей;
  • «Что мне больше всего понравилось в музее?»

 

Материалы в помощь родителям

для организации экскурсии

 

Пословицы и поговорки о труде  Загадки про бытовые предметы

 

Кончил дело — гуляй смело.            Маленький мужичок –

Терпенье и труд все перетрут.           Костяная ручка. (Нож)

Дело мастера боится.

 

 

Загадки про одежду                       Загадки про обувь

Сижу верхом,                                 Чтобы дома не замёрзли

Не ведаю на ком,                            Ножки дочки-лапочки,

Знакомца встречу —                       Мама купит в магазине

Соскочу, привечу. (Шапка)             Для ребёнка... (Тапочки)

 

Приложение к маршруту выходного дня можно посмотреть по ссылке:

 https://clck.ru/32Ar2G 

свернуть

План работы по гражданско-патриотическому воспитанию на ступени дошкольного образования

Организационно-методическая деятельность

по гражданско-патриотическому воспитанию

ГУО «Исернский УПК ясли-сад-средняя школа»

на ступени дошкольного образования

 

№п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Работа с  педагогами

1.

Консультация «Формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине»

Январь

Зам.директора

2.

Создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию

Февраль

Воспитатели групп

3.

Пополнение методической копилки конспектов по теме

Март

Воспитатели групп

4.

Интерактивная игра для коллектива учреждения «Я вырос здесь и край мне этот дорог»

Апрель

Зам.директора

5.

Патриотический час «В память о прошлом»

Май

Воспитатели старшей группы

6.

Конкурс рисунков «Голос родной земли»

Июнь

Воспитатели групп

7.

Книжная выставка «Родному краю посвящается»

Июль

Воспитатели групп

8.

 Шкатулка знаний «Моя малая Родина»

Август

Зам.директора

Работа с воспитанниками

1.

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой агрогородок?»

Январь

Воспитатели старшей группы

2.

Видео выставка – знакомство «Сердцу милый уголок»

 2 раза в год

Воспитатели групп

3.

Экскурсия в музей школы

1 раз в квартал

Воспитатели групп

4.

Продуктивная деятельность «Исторические места памяти нашего края»

Апрель

Воспитатели групп совместно с законными представителями воспитанников

5.

Патриотическая акция «Памяти дедов будем достойны»

Май

Воспитатели групп

6.

Виртуальная экскурсия по памятным местам Беларуси

В течении года

Воспитатели групп

7.

Рассматривание фотографий, выставок - панорам, тематических зон Беларуси

В течении года

Воспитатели групп

8.

Проведение фольклорных праздников:

 «Колядки»

«Масленица»

«Гуканне вясны»

«Вячоркі»

 

Январь

Февраль

Апрель

Декабрь

Музыкальный руководитель

9

Реализация социально-педагогического проект «Письмо другу»: разработка виртуальных экскурсий, оформление альбома «Моя малая родина в письмах к друзьям»

В течении года

Воспитатели групп

Работа с родителями

1.

Оформление информации на сайте дошкольного учреждения

Январь

Зам.директора

2.

Конкурс коллажей «По дорогам детства»

Апрель

Воспитатели старшей группы

3.

«Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!» фотоконкурс 

Июль

Воспитатели групп

4.

Буклет «Наш край – страны частица»

Сентябрь

Воспитатели групп

 

Заместитель директора                                                   О.Л.Путято

свернуть

Воспитываем патриотов с детства

 

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества  характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, город, деревню, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства”. Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах  Беларуси;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

свернуть

Нравственно - патриотическое воспитание

"Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения".

Исторически сложилось так, что любовь к родине во все времена в нашем государстве была чертой национального характера. Но в последнее время все более заметной стала утрата традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна актуальность решения проблем нравственного и патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции нашего народа? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми и добрыми, искренними патриотами и достойными гражданами своей Родины?

То, что мы заложим сегодня в разум и душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Процесс патриотического воспитания личности непрерывен и начинается с младшего дошкольного возраста. Ребенок, по мере его взросления, все более углубляется в построение связей и закономерностей, постепенно начинает ориентироваться в пространственно-временных отношениях, понимать причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родной стране, родному краю, городу или деревне, способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края.

Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своей малой родине, формирование представлений о Республике Беларусь, людях, прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

Таким образом, перед педагогами учреждений дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к родному языку, основам истории, культуре своей страны с целью их патриотического и нравственного воспитания.

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования должно основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, на воспитании уважения к государственным символам Республики Беларусь, её историческому и героическому прошлому, духовному и культурному наследию, любви к родному языку, красотам родной природы.

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием:

  1. История Беларуси: возникновение и развитие.

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.

  1. Символы Беларуси.

Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

  1. Достопримечательности Беларуси.

Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

  1. Государственные и народные праздники.

Задачи: способствовать осознанию торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.

  1. Люди, прославившие Беларусь.

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

  1. Народные промыслы и искусство.

Задачи: формировать представления о народных промыслах, предметах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно­развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

  1. Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

В нашем дошкольном учреждении воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в равной степени осуществляться как в процессе специально организованной, так и нерегламентированной деятельности воспитанников, в тематике всех образовательных областей.

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующую ступень образования.

 

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск : НИО; Аверсэв, 2019. – 464 с.
  2. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.
  3. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.
  4. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.
  5. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.
  6. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.
  7. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.
  8. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.
свернуть

Задачи патриотического воспитания дошкольников

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное  участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов:

гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

свернуть

Маршрут выходного дня "По местам исторической памяти"

Данный маршрут поможет Вам сделать семейный выходной день по-настоящему интересным и познавательным как для ребенка, так и для взрослых.
развернуть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://clck.ru/gkwz5

Приложение к маршруту выходного дня

«По местам исторической памяти».

 

Данный маршрут поможет Вам сделать семейный выходной день по-настоящему интересным и познавательным как для ребенка, так и для взрослых.

Выходной день можно начать с чтения ребенку стихотворения:

 

Что такое День Победы  Что такое День Победы?  Это утренний парад:  Едут танки и ракеты,  Марширует строй солдат.  Что такое День Победы?  Это праздничный салют:  Фейерверк взлетает в небо,  Рассыпаясь там и тут.  Что такое День Победы?  Это песни за столом,  Это речи и беседы,  Это дедушкин альбом.  Это фрукты и конфеты,  Это запахи весны…  Что такое День Победы –  Это значит – нет войны. 

 

Рассказ ветерана  Я, ребята, на войне  В бой ходил, горел в огне.  Мёрз в окопах под Москвой,  Но, как видите, - живой.  Не имел, ребята, права  Я замёрзнуть на снегу,  Утонуть на переправах,  Дом родной отдать врагу.  Должен был прийти я к маме,  Хлеб растить, косить траву.  В День Победы вместе с вами  Видеть неба синеву.  Помнить всех, кто в горький час  Сам погиб, а землю спас…  Я веду сегодня речь  Вот о чём, ребята:  Надо Родину беречь  По-солдатски свято!   

Что рассказать ребенку:

Расскажите ребенку о том, кому установлен памятник. Обратите внимание на общий вид памятника. Рассмотрите, что находится у подножия памятника (возложены венки и цветы).

А также о том, как люди чтят подвиг героев: возлагают цветы и венки к подножию памятника, следят за порядком на территории рядом с памятником. Поэты пишут в честь героев стихи

Рассказывая детям о Великой Отечественной, уделите особое внимание эмоциональному восприятию детьми темы войны как «борьбы добра со злом». Ведь ребёнку недостаточно знать, ему надо ещё чувствовать. Информация, воспринятая сердцем, запомнится надолго и даст благотворные результаты.

Объясните, почему война получила такое название. Отечество – это родная сторона, семья, дом, друзья – всё то, что человеку дорого. Наши предки воевали за свою страну, своих детей, за родную землю, которую враги хотели отнять навсегда. Великая – потому что сражалась не только армия, но и весь народ.

В беседе с ребёнком надо непременно указать, что вся наша страна объединилась против врагов. Что сражения происходили не только «на ратных полях», но и везде, куда приходили захватчики. С оккупантами сражались не только военные, но и обычные люди, которые становились партизанами. Благодаря единству мы и смогли победить, отстоять свою свободу...

 

 Какие вопросы задать ребенку?

Спросите у ребенка, кого можно назвать защитниками своей страны? Поинтересуйтесь у ребенка, как мы храним память о них? Уточните, знает ли ребенок, какие памятники есть еще в нашем агрогородке?

 

В какие игры поиграть с ребенком?

Можно поиграть с ребенком в словесные игры «Доскажи словечко», «Подбери слова», «Четвертый лишний», «Отгадай», «Стань так, как я скажу», «Отгадай военную профессию»

1.«Каким должен быть воин?»

Цель: развивать положительный эмоциональный настрой детей; способствовать формированию патриотизма, чувства уважения, гордости за армию.

Ход игры: Ребенок поочередно называет качества воина-защитника: добрый, храбрый, отважный

2.«Отгадай военную профессию»

Цель: закрепить представления ребенка о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Правила игры

Взрослый или ребёнок описывает представителя одной из военных профессий.

Остальные должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

3.Игра: «Четвёртый лишний».

Взрослый называет четыре слова, три из которых объединены общей темой, смыслом. Тематика военно-героическая.

 Танк, истребитель, вертолёт, самолёт.

Артиллерист, снайпер, повар, десантник.

Барабан, пулемёт, автомат, миномёт.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё.

 

 Что предложить ребенку сделать?

После прогулки предложите своему ребенку вылепить из пластилина памятник, предложите ребёнку нарисовать рисунок «Салют Победы» или «Букет героям». Организуйте общение ребенка с другими взрослыми, детьми (родственники, соседи) для того, чтобы ребенок смог поделиться впечатлениями, закрепить и осмыслить полученную информацию.

 

Что прочитать ребенку?

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажете своим детям о войне.

В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

 

Победа будет за нами!

Автор: С. П. Алексеев

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Беларуси, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

 

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.

Прошло более семидесяти лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям Великой войны с фашистами. 

свернуть

Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

-   народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

-   народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

На первом этапе (узнавание) используются ознакомительно-­познавательные задания, когда доминирует содержание с эле­ментом анализа. Цель — фор­мирование ориентировочной основы, понимания явления (события, действия), умения выполнять действия. Дидак­тическая цепочка включает: образец (75%) — имитация по образцу (25%).

На втором этапе (понимание) используются установочно-­аналитические задания, когда имитация сочетается с анали­зом, пониманием. Цель — фор­мирование навыков деятель­ности по образцу, освоение, осознанность, произвольность, критичность. Действует ди­дактическая цепочка: образец (50%) — имитация с элемента­ми анализа (50%).

Третий этап (осознание) вклю­чает системно-реализующие (контрольные) задания. Цель — формирование у ребёнка осмыс­ленных форм суждения и рас­суждения, анализа объектов, самостоятельности в установке системы ориентиров, которая позволяет правильно выпол­нять любые задания в области патриотического воспитания. Дидактическая цепочка вклю­чает: образец (в форме темы за­дания) — осмысленное действие (100%).

Результативность патриоти­ческого воспитания дошколь­ников оценивается следующим комплексом обобщённых харак­теристик:

-  возрастные показатели раз­вития качеств личности, обу­словленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданствен­ность, национальное самосо­знание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаи­мопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассу­дительность, справедливость, самообладание, любознатель­ность);

-  сбалансированность разных форм активности детей до­школьного возраста в специаль­но организованной и нерегламентированной деятельности, отражённых в образовательных областях «Физическая куль­тура», «ребёнок и общество», «Элементарные математиче­ские представления», «ребёнок и природа», «развитие речи и культура речевого общения», «искусство».

Результативность опреде­ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

свернуть

Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-    народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

-  декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

свернуть

Люди, прославившие Беларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу Родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

свернуть

Государственные и народные праздники

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные праздни­ки: День конституции (15 марта), День единения народов Беларуси и России (2 апреля), День Победы (9 мая), День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь (второе воскресенье мая), День Независимости Республики Беларусь (День республики) (3 июля);

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

свернуть

Достопримечательности Беларуси

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

свернуть

Символы Беларуси

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

свернуть

История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей, названия республики Беларусь и её столицы;

- содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Видеофильм «Падарожжа дылетанта»

свернуть

Растим маленького гражданина

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в  нашем государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного  патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

   Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования  предусматривают формирование представлений  у воспитанников о своей малой Родине, народных и государственных праздниках, о символах белорусского государства, Беларуси, достопримечательностях родного города, села, столицы республики, о людях, прославивших нашу Родину, Президенте Республики Беларусь, воспитание  у детей   любви к родной земле, развитие стремления глубже познать язык и природу Беларуси, своего  региона; формирование знаний о культурно-историческом прошлом белорусского народа, а также чувство гордости и ответственности перед своей Родиной. В соответствии с планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, особое внимание уделяется формированию системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

свернуть