Новые правила ПДД

О совершенствовании организации дорожного движения

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
1
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 апреля 2022 г. № 145
О совершенствовании организации
дорожного движения
В целях совершенствования организации дорожного движения, снижения
количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников
дорожного движения, стимулирования использования электротранспорта постановляю:
1. Внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г.
№ 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (приложение).
2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок принять меры
по реализации настоящего Указа.
3. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
пункт 1 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего
Указа;
иные положения настоящего Указа – после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Приложение
к Указу Президента
Республики Беларусь
18.04.2022 № 145
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в Указ Президента Республики Беларусь
от 28 ноября 2005 г. № 551
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить Правила дорожного движения (прилагаются).».
2. В пункте 2:
подпункт 2.3 исключить;
в абзаце втором подпункта 2.6 и подпункте 2.7 слова «организация (завод)-
изготовитель» заменить словом «изготовитель» в соответствующих падеже и числе.
3. В Правилах дорожного движения, утвержденных Указом:
в пункте 2:
подпункты 2.5 и 2.6 изложить в следующей редакции:
«2.5. велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство,
за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится
в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при
помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные
по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной
максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт,
и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической
характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;
2.6. велосипедная дорожка – обособленная дорога либо выделенный конструктивно
или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги,
предназначенные для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты)
и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности,
обозначенные дорожными знаками «Велосипедная дорожка», «Велосипедная
и пешеходная дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.29 либо 1.31 соответственно.
Велосипедная дорожка может обозначаться зеленым цветом;»;
дополнить пункт подпунктом 2.61 следующего содержания:
«2.61. велосипедный переезд – участок проезжей части, предназначенный
для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
2
персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными
знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;»;
подпункт 2.12 исключить;
дополнить пункт подпунктом 2.211 следующего содержания:
«2.211. зона с ограничением максимальной скорости – территория, въезды
на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Зона с ограничением
максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной
скорости движения»;»;
дополнить пункт подпунктом 2.221 следующего содержания:
«2.221. комбинированное транспортное средство – состав транспортных средств,
состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача, седельного тягача, колесного
трактора и буксируемого механического транспортного средства;»;
подпункт 2.24 после слов «(далее – перестроение),» дополнить словами «выезд
транспортного средства на трамвайные пути, съезд с них,»;
подпункты 2.27 и 2.28 изложить в следующей редакции:
«2.27. мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство,
приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае
двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной
мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее
максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими
характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические
транспортные средства с аналогичными характеристиками;
2.28. мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым
прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом
50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная
конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные
средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном
состоянии не более 550 килограммов (без учета массы аккумуляторов электрических
транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя,
не превышающую 15 кВт;»;
в подпункте 2.41:
слова «, а также» заменить словом «или»;
дополнить подпункт словами «, а также зарядки электромобиля»;
подпункт 2.42 изложить в следующей редакции:
«2.42. островок безопасности – техническое средство организации дорожного
движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее –
пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное
выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части
дороги. К островку безопасности относится участок разделительной полосы, через
которую проходит пешеходный переход;»;
подпункт 2.45 после слова «определяется» дополнить словами «линиями дорожной
разметки 1.37, а при ее отсутствии –»;
подпункт 2.46 изложить в следующей редакции:
«2.46. пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне
транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске,
на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее
велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее
в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу
приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной
мобильности;»;
в подпункте 2.47 слова «дорожным знаком «Пешеходная дорожка» заменить
словами «дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная и пешеходная
дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.30 либо 1.31 соответственно»;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
3
подпункт 2.51 изложить в следующей редакции:
«2.51. преимущество – право на первоочередное движение в намеченном
направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество
пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством
и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством
траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного
средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну
полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).
В таком случае водитель вправе не принимать мер, предусмотренных в подпункте 2.76
настоящего пункта;»;
подпункт 2.56 изложить в следующей редакции:
«2.56. путепровод – инженерное сооружение, устраиваемое в местах пересечения
дорог или дороги с железнодорожными путями для обеспечения беспрепятственного
движения в разных уровнях;»;
подпункт 2.59 изложить в следующей редакции:
«2.59. регулировщик – сотрудник ГАИ, осуществляющий регулирование дорожного
движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами
из световозвращающего материала, с жезлом и свистком). К регулировщику
приравниваются:
сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил, органов
пограничной службы, органов государственной безопасности и подчиненных им воинских
частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами
из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем)
и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав
которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны,
Министерству внутренних дел, органам государственной безопасности,
Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям;
работники дорожно-строительных и эксплуатационных организаций, дежурные
на железнодорожных переездах и паромных переправах в одежде из световозвращающего
материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) при исполнении ими
своих служебных обязанностей;»;
в подпунктах 2.60 и 2.64 слова «организацией (заводом)-изготовителем» заменить
словом «изготовителем»;
дополнить пункт подпунктом 2.601 следующего содержания:
«2.601. средство персональной мобильности – устройство или приспособление,
не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем
и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально
оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат,
гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее);»;
подпункт 2.61 дополнить словами «, а также зарядкой электромобиля»;
дополнить пункт подпунктом 2.681 следующего содержания:
«2.681. транспортная развязка в разных уровнях – инженерное сооружение,
включающее путепровод и съезды, обеспечивающие перемещение транспортных средств
с одной дороги на другую;»;
в подпункте 2.76 слова «(не иметь преимущества)» заменить словами «(предоставить
преимущество)»;
дополнить пункт подпунктом 2.772 следующего содержания:
«2.772. электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение только
электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии;»;
подпункт 2.79 исключить;
пункт 3 дополнить частями следующего содержания:
«На дорогах Республики Беларусь запрещается участие в дорожном движении
транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов, не подлежащих
регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь,
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
4
за исключением случаев их участия в дорожном движении по дорогам без
усовершенствованного покрытия, а также в иных случаях, предусмотренных настоящими
Правилами. При участии в дорожном движении такие транспортные средства, устройства,
приспособления, машины и механизмы приравниваются к транспортным средствам, а их
движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих
Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами
не установлено иное в отношении данных транспортных средств, устройств,
приспособлений, машин и механизмов.
Снегоболотоходы колесные малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I
категорий G, S и типа II, снегоходы, мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой
допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без
усовершенствованного покрытия.»;
подпункт 6.4 пункта 6 после слова «законодательством,» дополнить словом
«решений,»;
подпункты 7.1.2–7.1.6 пункта 7 изложить в следующей редакции:
«7.1.2. сигналами дорожных светофоров (если не определено иное, далее –
светофоры) (приложение 1);
7.1.3. дорожными знаками (приложение 2);
7.1.4. горизонтальной и вертикальной дорожной разметкой (приложение 3), а также
иными средствами организации дорожного движения, в том числе направляющими
устройствами;
7.1.5. перечнем неисправностей транспортных средств и условий, при которых
запрещается их участие в дорожном движении (приложение 4);
7.1.6. опознавательными знаками транспортных средств (приложение 5);»;
в пункте 9:
в подпункте 9.1:
в части третьей:
слова «Вооруженных Сил Республики Беларусь» заменить словами «Вооруженных
Сил»;
третье предложение после слова «коммуникаций,» дополнить словами
«Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь,»;
часть четвертую изложить в следующей редакции:
«В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно
находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.
Данное требование не распространяется на сотрудников органов внутренних дел при
обеспечении:
проезда транспортных средств, используемых для транспортного обслуживания,
сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц, подлежащих
государственной охране в соответствии с законодательными актами;
общественной безопасности и безопасности дорожного движения в местах
проведения массовых мероприятий;»;
подпункт 9.4 изложить в следующей редакции:
«9.4. своевременно получать на находящееся в его владении (пользовании)
механическое транспортное средство, а также прицеп (прицепы) к нему разрешение
на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в порядке,
установленном законодательством;»;
в части второй подпункта 9.5:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«лица, обучающего управлению механическим транспортным средством или
принимающего квалификационный практический экзамен на право управления
транспортным средством, когда транспортным средством управляет соответственно
обучаемый управлению или лицо, сдающее такой экзамен;»;
абзац третий дополнить словами «во время перевозки пассажира»;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
5
подпункт 9.7 дополнить словами «, в том числе перед перевозкой пассажира
на мопеде, мотоцикле (кроме бокового прицепа к мотоциклу) убедиться, что пассажир
не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном
потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических
или других одурманивающих веществ»;
подпункт 9.9 изложить в следующей редакции:
«9.9. предоставлять преимущество пешеходам на нерегулируемых пешеходных
переходах, велосипедных переездах (в случае движения на средствах персональной
мобильности) и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах (в случае
движения на средствах персональной мобильности) при одновременном для водителей
и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора, а также пешеходам,
передвигающимся на средствах персональной мобильности, – на велосипедных дорожках,
когда пешеходы с учетом положений части второй подпункта 17.2 пункта 17 настоящих
Правил имеют преимущество;»;
дополнить пункт подпунктом 9.91 следующего содержания:
«9.91. уступать дорогу велосипедистам на нерегулируемых пешеходных переходах,
велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных
переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале
регулировщика или светофора;»;
в пункте 10:
подпункты 10.3–10.5 изложить в следующей редакции:
«10.3. участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция
и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических регламентов
Таможенного союза и Евразийского экономического союза, а также требованиям,
установленным настоящими Правилами, в отношении которого не выдано разрешение
на его допуск к участию в дорожном движении, с загрязнениями (наслоениями),
ограничивающими обзорность дороги и не позволяющими различать днем в ясную погоду
информацию на регистрационном знаке (временном номерном знаке) с расстояния
40 метров и менее;
10.4. пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио-
и телефонной связи, иными не предусмотренными конструкцией транспортного средства
устройствами, если для этого необходимо держать их в руке либо воздействовать на них
рукой;
10.5. двигаться на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве:
без специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных
транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики
Беларусь*;
с нарушением маршрута и условий движения, указанных в специальном разрешении
на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств
по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
______________________________
* Данное требование не распространяется на тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное
средство, въезжающее (въехавшее) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу
Евразийского экономического союза в Республике Беларусь и превышающее допустимую общую массу
и (или) допустимую осевую массу (сумму осевых масс) до 10 процентов включительно, или в иных случаях,
предусмотренных законодательством.»;
дополнить пункт подпунктами 10.7–10.9 следующего содержания:
«10.7. двигаться на мотоцикле, мопеде, велосипеде на одном колесе, а также
двигаться на мотоцикле, мопеде, велосипеде, не держась за руль обеими руками,
за исключением случаев подачи сигнала рукой, предусмотренных в пункте 56 настоящих
Правил, или не держа ноги на педалях (подножках);
10.8. обучать управлению механическими транспортными средствами на участках
улиц и дорог, где это запрещено. Перечень участков улиц и дорог, где запрещено
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
6
обучение управлению механическими транспортными средствами, определяется
Министерством внутренних дел;
10.9. перевозить на мопеде, мотоцикле (кроме бокового прицепа к мотоциклу)
пассажира, заведомо для водителя находящегося в состоянии алкогольного опьянения
либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.»;
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Владельцу транспортного средства, самоходной машины либо лицу, имеющему
право на управление транспортным средством, самоходной машиной, запрещается
передавать управление транспортным средством, самоходной машиной другому лицу:
11.1. не имеющему при себе водительского удостоверения, предоставляющего право
управления данной категорией транспортного средства, самоходной машины,
за исключением случаев обучения управлению транспортным средством, самоходной
машиной или сдачи квалификационного практического экзамена на право управления
механическим транспортным средством, самоходной машиной;
11.2. не убедившись, что лицо, которому передается управление транспортным
средством, самоходной машиной, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо
в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.»;
подпункт 12.1 пункта 12 изложить в следующей редакции:
«12.1. сотрудникам ГАИ:
12.1.1. водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции
о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 года, а в случае
несоответствия ее требованиям – национальное водительское удостоверение,
составленное на одном из государственных языков Республики Беларусь, либо
национальное водительское удостоверение с заверенным переводом на один
из государственных языков Республики Беларусь, либо водительское удостоверение
образца Министерства внутренних дел СССР, либо биометрический документ,
удостоверяющий личность (идентификационная карта гражданина Республики Беларусь,
биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина,
биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства),
за исключением водителей колесных тракторов и самоходных машин;
12.1.2. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон)
механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему, а в отношении
незарегистрированного транспортного средства – документ, подтверждающий законность
его приобретения;
12.1.3. документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования
гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор внутреннего
страхования, либо договор комплексного внутреннего страхования, либо договор
пограничного страхования, либо договор страхования «Зеленая карта», действительный
на территории Республики Беларусь), за исключением случаев заключения договора
внутреннего страхования в электронном виде;
12.1.4. документы, подтверждающие правомерность установки опознавательного
знака «Инвалид» при его наличии на транспортном средстве, за исключением
иностранных граждан и лиц без гражданства;»;
пункт 14 исключить;
подпункт 15.3 пункта 15 исключить;
подпункт 16.2 пункта 16 изложить в следующей редакции:
«16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым
пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах
персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу,
велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности) при
разрешающем сигнале регулировщика или светофора.»;

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
7
в пункте 17:
в подпункте 17.1:
часть первую изложить в следующей редакции:
«17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии –
по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц,
передвигающихся на средствах персональной мобильности, либо по обочине.»;
часть третью после слов «дороги» и «устанавливаются» дополнить соответственно
словами «или обочине» и «обязательными для соблюдения»;
подпункт 17.2 изложить в следующей редакции:
«17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному,
наземному пешеходным переходам, а при их отсутствии в пределах видимости,
убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, – на перекрестке по линии
тротуаров или обочин.
Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно
осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением
требований, предусмотренных в пункте 150 настоящих Правил для движения
велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной
дорожки – в местах, предусмотренных для пешеходов, с соблюдением требований,
указанных в части первой настоящего подпункта и подпункте 17.3 настоящего пункта;»;
дополнить пункт подпунктом 17.21 следующего содержания:
«17.21. при передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном
инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги
со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую
часть дороги безопасен;»;
подпункт 17.3 после слова «перекрестка» дополнить словами «, а в случае
передвижения на средствах персональной мобильности – также велосипедного переезда»;
дополнить пункт подпунктами 17.4 и 17.5 следующего содержания:
«17.4. при использовании средств персональной мобильности двигаться
по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо
обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.
Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему
и рулевое управление (при наличии).
При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или)
при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить себя
световозвращающим элементом (элементами), а на средстве персональной мобильности
должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно
обнаружить препятствие для дорожного движения.
При движении на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется
использовать защитный шлем;
17.5. по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку
(освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо
состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.»;
пункт 18 дополнить подпунктами 18.5 и 18.6 следующего содержания:
«18.5. передвигаться на средствах персональной мобильности:
18.5.1. со скоростью более 25 км/ч;
18.5.2. в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном
потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических
или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные,
слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их
аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником
органов внутренних дел требования об остановке до прохождения в установленном
порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
8
опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
18.5.3. перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест
для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;
18.5.4. не держась за руль (при его наличии);
18.5.5. в возрасте до четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон);
18.6. при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать
действия, угрожающие безопасности дорожного движения.»;
пункт 23 дополнить подпунктом 23.4 следующего содержания:
«23.4. по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку
(освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо
состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.»;
пункт 24 дополнить подпунктом 24.4 следующего содержания:
«24.4. передвигаться на мопеде, мотоцикле (кроме бокового прицепа к мотоциклу)
в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других
одурманивающих веществ.»;
абзац третий части первой пункта 25 после слов «пункта 10,» дополнить словами
«пункта 124,»;
в пункте 31:
в части второй подпункта 31.2 слова «(паспорт транспортного средства (шасси
транспортного средства)» заменить словами «либо документ, подтверждающий
законность его приобретения»;
из абзаца шестого части второй подпункта 31.4 слова «О страховой деятельности»
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866)»
исключить;
пункт 35 дополнить частью следующего содержания:
«Действия регулировщика должны обеспечивать безопасность участников
дорожного движения.»;
часть третью пункта 43 после слова «переходу» дополнить словами «или
велосипедному переезду»;
в пункте 46:
подпункты 46.1 и 46.2 изложить в следующей редакции:
«46.1. мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств,
участников дорожного движения через железнодорожный переезд. Одновременно с этими
сигналами должен быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует
о запрещении движения через железнодорожный переезд;
46.2. мигающий бело-лунный сигнал дополнительно обозначает железнодорожный
переезд, информирует об исправности сигнализации и не запрещает движения
транспортных средств, участников дорожного движения;»;
второе предложение подпункта 46.3 изложить в следующей редакции: «В этом
случае разрешается движение транспортных средств, участников дорожного движения
только при отсутствии железнодорожного транспортного средства.»;
из подпункта 51.6 пункта 51 слова «к настоящим Правилам» исключить;
первое предложение абзаца первого пункта 56 изложить в следующей редакции:
«56. Перед началом движения, перестроением, выездом на трамвайные пути
попутного направления, съездом с них, поворотом налево или направо, разворотом,
выездом на проезжую часть дороги, съездом с нее и остановкой водитель обязан
убедиться, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия и опасности
для дорожного движения, подать сигнал световыми указателями поворота
соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны либо включена
аварийная световая сигнализация – рукой.»;

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
9
дополнить Правила пунктом 571 следующего содержания:
«571. При въезде на перекресток, где организовано круговое движение, подача
сигнала световыми указателями поворота не производится.»;
часть вторую пункта 58 изложить в следующей редакции:
«При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу всадникам
и велосипедистам, а также предоставить преимущество пешеходам, путь движения
которых он пересекает.»;
подпункт 64.2 пункта 64 изложить в следующей редакции:
«64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая,
других транспортных средств, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения,
не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда указанных транспортных средств;»;
подпункт 72.4 пункта 72 изложить в следующей редакции:
«72.4. на путепроводах и под ними;»;
пункт 77 исключить;
пункт 85 изложить в следующей редакции:
«85. Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди
транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его
экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал,
обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или
участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также
с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами.»;
подпункты 89.1 и 89.2 пункта 89 изложить в следующей редакции:
«89.1. легковым автомобилям и грузовым автомобилям с технически допустимой
общей массой не более 3,5 тонны, мотоциклам на автомагистралях и дорогах
для автомобилей – не более 120 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;
89.2. автобусам на автомагистралях и дорогах для автомобилей – не более 100 км/ч,
на остальных дорогах – не более 90 км/ч;»;
в пункте 91:
подпункт 91.2 изложить в следующей редакции:
«91.2. превышать скорость движения, установленную дорожными знаками
«Ограничение максимальной скорости», «Зона с ограничением максимальной скорости
движения», в пунктах 88 и 89 настоящих Правил;»;
подпункт 91.3 исключить;
подпункт 96.6 пункта 96 изложить в следующей редакции:
«96.6. на путепроводах и под ними;»;
пункт 100 изложить в следующей редакции:
«100. При повороте налево или направо водитель обязан предоставить
преимущество пешеходам, переходящим (пересекающим) проезжую часть дороги,
на которую он поворачивает, уступить дорогу велосипедистам, а также всадникам,
пересекающим ее по дорожке для всадников.»;
пункт 104 дополнить частью следующего содержания:
«При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции
одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед
транспортными средствами, движущимися с других направлений.»;
в пункте 107 слово «пешеходам» заменить словами «предоставить преимущество
пешеходам»;
в пункте 112 слова «отсутствует дорожный знак приоритета в направлении
движения» заменить словами «по другим причинам»;
в пункте 113 слова «уступить дорогу пешеходам,» заменить словами «предоставить
преимущество пешеходам, уступить дорогу»;
название главы 14 после слов «пешеходные переходы» дополнить словами
«, велосипедные переезды»;
пункты 114–118 изложить в следующей редакции:
«114. Пешеходный переход обозначается дорожными знаками «Пешеходный
переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.14.1–1.14.3.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
10
Велосипедный переезд обозначается дорожными знаками «Велосипедный переезд»
и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.15.
Дополнительно на пешеходном переходе и велосипедном переезде могут быть
установлены иные технические средства организации дорожного движения.
При отсутствии на пешеходном переходе или велосипедном переезде
горизонтальной дорожной разметки 1.14.1–1.14.3 или 1.15 соответственно их ширина
определяется расстоянием между дорожными знаками «Пешеходный переход» или
«Велосипедный переезд» соответственно.
115. Пешеходный переход и велосипедный переезд, на которых движение
пешеходов и велосипедистов через проезжую часть дороги регулируется регулировщиком
или светофором, называются регулируемыми.
На регулируемых пешеходном переходе и (или) велосипедном переезде при подаче
разрешающего сигнала регулировщиком или включении разрешающего сигнала
светофора водитель должен предоставить преимущество пешеходам, не закончившим
переход проезжей части дороги, и уступить дорогу велосипедистам, завершающим
пересечение проезжей части дороги.
116. При подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному
переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу
велосипедисту.
117. Если перед нерегулируемыми пешеходным переходом и (или) велосипедным
переездом остановилось (стоит), замедлило движение или движется с меньшей скоростью
транспортное средство, водители других транспортных средств, движущихся по соседним
полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при
наличии пешеходов и (или) велосипедистов предоставить им преимущество и уступить
дорогу соответственно.
118. Водителю запрещается въезжать на пешеходный переход и (или) велосипедный
переезд, если образовался затор, который вынудит его остановиться на пешеходном
переходе и (или) велосипедном переезде.»;
в пунктах 119 и 122 слова «уступить дорогу» заменить словами «предоставить
преимущество»;
в пункте 120 слова «уступив дорогу» заменить словами «предоставив
преимущество»;
часть первую пункта 124 дополнить словами «, за исключением движения в данной
полосе электромобилей»;
пункты 135 и 136 изложить в следующей редакции:
«135. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение
пешеходов, в том числе передвигающихся на средствах персональной мобильности,
велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги.
Пешеходы, велосипедисты имеют преимущество перед транспортными средствами, но
не должны необоснованно препятствовать их движению.
136. При выезде из жилой и пешеходной зон, с прилегающей территории водители
должны уступить дорогу транспортным средствам, велосипедистам, всадникам,
предоставить преимущество пешеходам, путь движения которых они пересекают.»;
подпункты 138.2 и 138.3 пункта 138 изложить в следующей редакции:
«138.2. на правой стороне дороги (вне населенных пунктов разрешается только
остановка транспортных средств):
на обочине;
у правого края проезжей части дороги параллельно ему, за исключением тех мест,
где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение
транспортных средств, – при отсутствии обочины или невозможности остановиться
на ней;
138.3. на левой стороне дороги (вне населенных пунктов разрешается только
остановка транспортных средств):
на обочине дороги с односторонним движением;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
11
у края проезжей части дороги с односторонним движением параллельно ему при
наличии там тротуара, непосредственно прилегающего к нему, за исключением тех мест,
где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение
транспортных средств, – при отсутствии обочины или невозможности остановиться
на ней;
в местах и с соблюдением условий, указанных в абзацах втором и третьем
настоящего подпункта, – в населенных пунктах на дороге с одной полосой движения
для каждого направления без трамвайных путей посередине.»;
в части второй пункта 141 слова «лицам, выполняющим такие действия,
рекомендуется» заменить словами «лица, выполняющие такие работы, должны»;
в пункте 143:
подпункт 143.1 дополнить словами «, а также в местах, предназначенных
для стоянки транспортных средств с опознавательным знаком «Инвалид», за исключением
транспортных средств с опознавательным знаком «Инвалид»;
в подпункте 143.6 слова «мостах, путепроводах, эстакадах» заменить словом
«путепроводах»;
подпункты 143.16 и 143.18 исключить;
пункт 145 дополнить подпунктами 145.3–145.5 следующего содержания:
«145.3. на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке;
145.4. ближе 10 метров от служебных дверей магазинов, через которые производятся
погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей;
145.5. в местах, оборудованных станциями для зарядки электромобилей.»;
часть первую пункта 147 изложить в следующей редакции:
«147. При нарушении водителями правил остановки или стоянки транспортных
средств, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или
возникла угроза безопасности граждан, а также в случае остановки или стоянки
транспортного средства без установленного на нем опознавательного знака «Инвалид»
на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, либо стоянки
транспортного средства на месте, предназначенном для зарядки электромобилей,
сотрудники ГАИ вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких
транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и принятыми
в целях их реализации постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.»;
дополнить Правила пунктом 1481 следующего содержания:
«1481. Движение велосипедистов по проезжей части вне зависимости от наличия
велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки может
осуществляться:
в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее 1 метра от ее
правого края в один ряд;
в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем
прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более
10 велосипедистов в группе.»;
пункт 149 дополнить предложением следующего содержания: «При этом вне
населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости
со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной
дорожке).»;
пункты 150–152 изложить в следующей редакции:
«150. Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному
переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу,
на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения
пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе
не спешиваться.
При движении на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах
и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном
для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора
велосипедист имеет преимущество перед другими транспортными средствами.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
12
В случае пересечения проезжей части дороги на перекрестке по велосипедной
дорожке, по линии тротуаров или обочин велосипедист обязан руководствоваться
требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств,
а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков
и дорожными знаками приоритета.
151. При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен
заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть
дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
152. Движение на мопеде должно осуществляться по проезжей части дороги не далее
1 метра от ее правого края. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается
лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или
разворота, а также в случаях, когда полоса движения предназначена только для поворота
направо.»;
в пункте 153:
в подпункте 153.1 слова «требований технических нормативных правовых актов»
заменить словами «установленных требований»;
подпункты 153.2 и 153.3 исключить;
подпункты 153.4 и 153.5 изложить в следующей редакции:
«153.4. двигаться по проезжей части дороги, обочине в условиях снегопада и (или)
гололедицы;
153.5. перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде
детей в возрасте до семи лет в велосипедном шлеме на дополнительном специально
оборудованном сиденье, фиксирующем (предохраняющем) ноги ребенка, или когда
перевозка пассажиров предусмотрена конструкцией мопеда;»;
пункт 154 изложить в следующей редакции:
«154. Водителю велосипеда запрещается:
не достигнув четырнадцати лет, управлять велосипедом на дороге без
сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров,
велосипедных и пешеходных дорожек);
поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь,
и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.»;
в пункте 166:
подпункт 166.7 после слова «средством» дополнить словами «, сдачи
квалификационного практического экзамена на право управления механическим
транспортным средством»;
подпункт 166.9 изложить в следующей редакции:
«166.9. ежегодно в периоды с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября.»;
в пункте 171:
из подпункта 171.5 слова «в соответствии с требованиями технических нормативных
правовых актов» исключить;
подпункт 171.6 изложить в следующей редакции:
«171.6. самоходной машине, колесном тракторе при их движении по дороге;»;
дополнить пункт подпунктом 171.7 следующего содержания:
«171.7. механическом транспортном средстве, сопровождающем группы лиц,
занимающихся физической культурой и спортом, при проведении спортивных и (или)
спортивно-массовых мероприятий по велосипедному спорту и триатлону.»;
в пунктах 174 и 182 слова «организацией (заводом)-изготовителем» заменить словом
«изготовителем»;
в пункте 181:
подпункт 181.2 после слова «прицепе» дополнить словами «(за исключением
бокового прицепа к мотоциклу)»;
подпункты 181.4–181.6 изложить в следующей редакции:
«181.4. пассажиров на учебном механическом транспортном средстве, управляемом
лицом, обучаемым управлению механическим транспортным средством, за исключением
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
13
случаев проведения администрацией учебной организации контроля за обучением
управлению механическим транспортным средством (прием тематических контролей
и практических экзаменов в учебной организации в соответствии с едиными программами
подготовки водителей), приема квалификационного практического экзамена на право
управления механическим транспортным средством;
181.5. детей до двенадцати лет на мотоцикле, мопеде;
181.6. детей на коленях у водителя, у пассажира на переднем сиденье легкового,
грузового автомобилей в случаях, когда такая перевозка допускается без применения
устройств и средств, указанных в части первой пункта 178 настоящих Правил;»;
дополнить пункт подпунктом 181.8 следующего содержания:
«181.8. пассажира, находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо
в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, на мопеде, мотоцикле
(кроме бокового прицепа к мотоциклу).»;
в пункте 186:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«186. В соответствии со специальными разрешением на проезд тяжеловесных
и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего
пользования и правилами осуществляется движение тяжеловесного транспортного
средства и транспортного средства, габаритные размеры которого с грузом или без груза
превышают хотя бы один из следующих показателей*:
______________________________
* Данные требования не распространяются на тяжеловесные и (или) крупногабаритные транспортные
средства, въезжающие (въехавшие) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу
Евразийского экономического союза в Республике Беларусь и превышающие допустимую общую массу
и (или) допустимую осевую массу (сумму осевых масс) до 10 процентов включительно, или в иных случаях,
предусмотренных законодательством.»;
дополнить пункт подпунктом 186.2.5 следующего содержания:
«186.2.5. 24 метра для комбинированного транспортного средства;»;
подпункт 186.3.1 дополнить словами «, автомобиля-самосвала МАЗ-6501, автопоезда
в составе автомобиля-самосвала МАЗ-6501 и прицепа-самосвала МАЗ-8561»;
в пункте 194:
подпункт 194.1 изложить в следующей редакции:
«194.1. конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям
технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза,
а также требованиям, установленным настоящими Правилами;»;
в подпунктах 194.2 и 194.4 слова «организация (завод)-изготовитель» заменить
словом «изготовитель» в соответствующем падеже;
подпункт 194.6 изложить в следующей редакции:
«194.6. не имеющего разрешения на его допуск к участию в дорожном движении;»;
из подпункта 194.7 слова «к настоящим Правилам» исключить;
в подпункте 194.10 слова «на неосвещенных участках дороги и (или) при ее
недостаточной видимости» заменить словами «и (или) при недостаточной видимости
дороги»;
подпункты 194.12 и 194.13 изложить в следующей редакции:
«194.12. ветровое (стекло, применяемое для остекления переднего проема
транспортного средства) и (или) передние боковые стекла которого имеют степень
светопропускания менее 70 процентов*;
______________________________
* Данные требования не распространяются на транспортные средства, используемые
для транспортного обслуживания, сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц,
подлежащих государственной охране в соответствии с законодательными актами.
194.13. с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых
в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств,
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
14
предусмотренных в приложении 5, трафаретов, выставленных на ветровом или боковом
стекле транспортного средства оперативного назначения, рекламы, информации
о принадлежности транспортного средства соответствующей организации
(индивидуальному предпринимателю).»;
пункт 195 после слов «указанной в» дополнить словами «обязательных
для соблюдения»;
пункт 197 изложить в следующей редакции:
«197. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов)
и прицепах в предусмотренных местах должны быть установлены регистрационные знаки,
соответствующие требованиям технических регламентов Таможенного союза
и Евразийского экономического союза (временные номерные знаки, соответствующие
нормативным правовым актам). При этом запрещается установка регистрационных
знаков, временных номерных знаков, отличающихся от установленных образцов.»;
в пункте 199:
абзац первый после слова «организациям,» дополнить словами «а также
используемые для приема квалификационного практического экзамена на право
управления транспортным средством,»;
в подпункте 199.1:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«педалями привода сцепления и тормоза, необходимым количеством зеркал заднего
вида для обучающего управлению автомобилем (автобусом) или принимающего
квалификационный практический экзамен на право управления автомобилем (автобусом),
а также обозначены спереди и сзади опознавательным знаком «Учебное транспортное
средство». Педали приводов сцепления и тормоза для обучаемого и обучающего
управлению автомобилем (автобусом), а также сдающего и принимающего
квалификационный практический экзамен на право управления автомобилем (автобусом),
допущенным к участию в дорожном движении с 1 июля 2003 г., должны воздействовать
на рабочий орган соответствующей системы независимо друг от друга;»;
абзац третий после слова «устанавливается» дополнить словами «обязательными
для соблюдения»;
из части первой пункта 200 слова «зеркалом заднего вида,» исключить;
в пункте 201:
из абзаца первого слова «к настоящим Правилам» исключить;
подпункты 201.3 и 201.9 исключить;
подпункт 201.4 после слова «средством» дополнить словами «, приема
квалификационного практического экзамена на право управления транспортным
средством»;
пункт 202 после слов «соответствии с» дополнить словами «обязательными
для соблюдения»;
в пункте 203:
подпункт 203.1 дополнить словами «, а также детей-инвалидов»;
дополнить пункт подпунктами 203.3 и 203.4 следующего содержания:
«203.3. «Шипы» – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной
вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона
треугольника – не менее 200 мм, ширина каймы – 1/10 стороны), – сзади механических
транспортных средств, имеющих ошипованные шины;
203.4. «Отличительный знак транспортного средства Республики Беларусь» –
на задней стороне кузова справа механических транспортных средств.»;
в пункте 204 и подпункте 209.1 пункта 209 слова «требованиями технических
нормативных правовых актов» заменить словами «установленными требованиями»;
в пункте 205:
слова «Республики Беларусь» исключить;
после слова «предусмотренных» дополнить пункт словами «обязательными
для соблюдения»;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
15
пункт 207 после слова «соответствовать» дополнить словами «обязательным
для соблюдения»;
из пункта 2071 слова «к настоящим Правилам» исключить;
в приложении 2:
в главе 1:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Дорожные знаки (если не определено иное, далее – знаки) изготавливаются
и устанавливаются в соответствии с настоящим приложением и требованиями
технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.»;
пункт 3 после слова «фоне» дополнить словами «, за исключением дорожных знаков
«Контроль установленной скорости движения транспортных средств», «Начало участка
контроля средней скорости движения транспортных средств», «Конец участка контроля
средней скорости движения транспортных средств», «Контроль выполнения требований
Правил дорожного движения»,»;
пункт 5 дополнить словами «, об осуществлении контроля выполнения требований
настоящих Правил»;
в части второй пункта 6:
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«1.22 Впереди велосипедный переезд» – приближение к велосипедному переезду,
обозначенному знаками 5.16.3, 5.16.4 и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.15;»;
дополнить часть абзацами следующего содержания:
«1.36 Контроль установленной скорости движения транспортных средств» – участок
дороги, на котором осуществляется контроль за соблюдением установленной скорости
движения с использованием технических средств в автоматическом режиме. Знак
устанавливается совместно со знаком 3.24.1 или 3.24.2, определяющими скорость
движения, соблюдение которой контролируется, если их изображения не нанесены
непосредственно на знак 1.36;
«1.37 Контроль выполнения требований Правил дорожного движения» – участок
дороги, на котором осуществляется контроль соблюдения Правил дорожного движения
с использованием технических средств в автоматическом режиме. Может устанавливаться
совместно со светофорами либо знаками, соблюдение требований которых
контролируется;
«1.38 Начало участка контроля средней скорости движения транспортных средств» –
информирование о начале участка дороги, на котором осуществляется контроль средней
скорости движения транспортных средств с использованием технических средств
в автоматическом режиме. Знак устанавливается совместно со знаком 3.24.1 или 3.24.2,
определяющими скорость движения, соблюдение которой контролируется, если их
изображения не нанесены непосредственно на знак 1.38;
«1.39 Конец участка контроля средней скорости движения транспортных средств» –
информирование о конце участка дороги, на котором осуществляется контроль средней
скорости движения транспортных средств с использованием технических средств
в автоматическом режиме.»;
из абзаца восьмого пункта 12 слова «знаком 2.5 или» исключить;
в пункте 18:
часть вторую дополнить абзацами следующего содержания:
«3.33 Зона с ограничением максимальной скорости движения»;
«3.34 Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения».»;
дополнить пункт частью и абзацем следующего содержания:
«Знаки 3.33 и 3.34 информируют соответственно о начале и конце территории,
на которой запрещено движение со скоростью, превышающей указанную на дорожном
знаке;
«3.35 Движение на средствах персональной мобильности запрещено».»;
в пункте 19:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«знаков 3.2, 3.3, 3.28–3.30 – на транспортные средства с опознавательным знаком
«Инвалид»;»;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
16
абзац шестой дополнить словами «, а также на такси с включенным таксометром
(активным заказом электронной информационной системы с функцией оплаты
в безналичном порядке) для посадки (высадки) пассажиров, если это не создаст
препятствия другим участникам дорожного движения»;
абзац седьмой исключить;
в абзаце третьем пункта 20 цифры «3.20.1, 3.20.3» заменить цифрами «3.20.1–3.20.3»;
в абзаце первом пункта 21 слово «уменьшена» заменить словом «изменена»;
в пункте 23:
в части третьей:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«4.5.1 Велосипедная дорожка» – разрешается движение только на велосипедах
и средствах персональной мобильности, а при отсутствии тротуара или пешеходной
дорожки – и движение пешеходов, при этом пешеходы не должны создавать препятствия
для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной
мобильности. В нижней части знака может быть дополнительно нанесен силуэт
пешехода;»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«4.6.1 Пешеходная дорожка» – разрешается движение только пешеходам
(за исключением лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности), а при
отсутствии велосипедной дорожки – и на велосипедах и средствах персональной
мобильности, при этом велосипедисты и лица, передвигающиеся на средствах
персональной мобильности, не должны создавать препятствия для движения пешеходов.
В нижней части знака может быть дополнительно нанесен силуэт велосипеда;»;
дополнить пункт абзацами следующего содержания:
«4.11.1 Велосипедная и пешеходная дорожки» – разрешается движение только
велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности,
и пешеходов. При этом дорожки разграничены конструктивно или дорожной разметкой,
а движение по ним осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми
к движению по велосипедной и пешеходной дорожкам соответственно;
«4.11.2 Конец велосипедной и пешеходной дорожек».»;
в пункте 29:
в части седьмой:
абзац второй дополнить предложением следующего содержания: «Допускается
движение электромобилей;»;
после абзаца шестого дополнить часть абзацами следующего содержания:
«5.10.5 Дорога с велосипедной дорожкой» – дорога, по которой движение
велосипедистов осуществляется навстречу общему потоку транспортных средств;
«5.10.6 , 5.10.7 Выезд на дорогу с велосипедной дорожкой»;
«5.10.8 Конец дороги с велосипедной дорожкой»;»;
абзац первый части семнадцатой дополнить предложением следующего содержания:
«При установке знака 5.15 совместно с табличкой «Вид транспортного средства» его
действие распространяется только на соответствующий вид транспортного средства;»;
в части восемнадцатой:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания: «На знаке
дополнительно может быть нанесен силуэт велосипедиста, обозначая наличие наряду
с пешеходным переходом велосипедного переезда;»;
после абзаца первого дополнить часть абзацем следующего содержания:
«5.16.3 , 5.16.4 Велосипедный переезд»;»;
после части восемнадцатой дополнить пункт частью следующего содержания:
«Знаки обозначают зону для переезда велосипедистами проезжей части дороги.»;
в пункте 33:
в абзаце четвертом части первой цифры «6.3.3» заменить цифрами «6.3.4»;
абзац первый части второй изложить в следующей редакции:
«Знаком 6.3.2 обозначаются только газовые автозаправочные станции, знаком 6.3.3 –
только станции для зарядки электромобилей, 6.3.4 – совмещенные автозаправочные
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
17
станции. На знаке 6.3.4 может располагаться различная конфигурация изображений
заправочных станций;»;
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«6.16 Пункт обслуживания системы электронного сбора платы за проезд».»;
в пункте 35:
в абзаце втором части четвертой цифры «7.4.8» заменить цифрами «7.4.11»;
в части пятой:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Таблички указывают вид транспортного средства, на который распространяется
действие знака. При этом табличка 7.4.1 распространяет действие знака на грузовые
автомобили (в том числе с прицепом) с технически допустимой общей массой свыше
3,5 тонны, табличка 7.4.3 – на легковые автомобили (без прицепа), мотоциклы, а также
на грузовые автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны
включительно, табличка 7.4.9 – на все транспортные средства, за исключением
велосипедов, табличка 7.4.10 – на электромобили, табличка 7.4.11 – на все транспортные
средства, за исключением электромобилей;»;
абзац второй дополнить словами «, «7.5.8 Светлое время суток», «7.5.9 Темное время
суток», «7.5.10 Зимний период»;
часть шестую после абзаца четвертого дополнить абзацами следующего содержания:
«7.5.8 – знак действует только в светлое время суток;
7.5.9 – знак действует только в темное время суток;
7.5.10 – знак действует с 1 ноября по 31 марта включительно;»;
в главе 2:
в параграфе 1:
в описании дорожного знака 1.22 слова «Пересечение с велосипедной дорожкой»
заменить словами «Впереди велосипедный переезд»;
дополнить параграф изображениями следующих дорожных знаков:

«

1.36
Контроль установленной скорости движения
транспортных средств
1.37
Контроль выполнения требований Правил
дорожного движения

1.38
Начало участка контроля средней скорости
движения транспортных средств
1.39
Конец участка контроля средней скорости
движения транспортных средств»;

параграф 3 дополнить изображениями следующих дорожных знаков:

«

3.33
Зона с ограничением максимальной
скорости движения
3.34
Конец зоны с ограничением
максимальной скорости движения
3.35
Движение на средствах
персональной мобильности
запрещено»;


Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
18
параграф 4 дополнить изображениями следующих дорожных знаков:

«
4.11.1
Велосипедная и пешеходная дорожки
4.11.2
Конец велосипедной и пешеходной дорожек»;

в параграфе 5:
после изображения дорожного знака 5.10.4 дополнить параграф изображениями
следующих дорожных знаков:

«
5.10.5
Дорога с велосипедной
дорожкой
5.10.6 5.10.7 5.10.8
Конец дороги
с велосипедной дорожкой»;
Выезд на дорогу с велосипедной дорожкой

после изображения дорожного знака 5.16.2 дополнить параграф изображениями
следующих дорожных знаков:


«
5.16.3

5.16.4

Велосипедный переезд»;

в параграфе 6:
изображение дорожного знака 6.3.3 изложить в следующей редакции:

«
6.3.3»;

после изображения дорожного знака 6.3.3 дополнить параграф изображением
следующего дорожного знака:

«
6.3.4»;




Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
19
дополнить параграф изображением следующего дорожного знака:

«
6.16
Пункт обслуживания системы электронного сбора платы за проезд»;

в параграфе 7:
после изображения дорожного знака 7.4.8 дополнить параграф изображениями
следующих дорожных знаков:

«
7.4.9
Кроме велосипедистов
7.4.10
Электромобили

7.4.11
Кроме электромобилей»;


после изображения дорожного знака 7.5.7 дополнить параграф изображениями
следующих дорожных знаков:

«
7.5.8
Светлое время суток

7.5.9
Темное время суток

7.5.10
Зимний период»;


в приложении 3:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Дорожная разметка применяется в соответствии с настоящим приложением
и требованиями технических регламентов Таможенного союза и Евразийского
экономического союза.»;
в пункте 3:
в части второй:
после цифр «1.26,» дополнить часть цифрами «1.37,»;
второе предложение исключить;
в части третьей слово «оранжевый» заменить словом «желтый»;
часть первую пункта 4 изложить в следующей редакции:
«4. Линии разметки 1.1–1.3, 1.16.1–1.16.3 пересекать запрещается, за исключением
случаев применения линии разметки 1.1 для обозначения границ мест стоянки
транспортных средств и линии разметки 1.2, располагающейся справа от водителя,
для остановки транспортного средства на обочине (слева от водителя, для выезда
транспортного средства с обочины после его остановки), а также в случаях разделения
пешеходных и велосипедных потоков на тротуарах и в других местах, разделения
велосипедных потоков на велосипедной дорожке с двусторонним движением
велосипедов.»;

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
20
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Линии разметки 1.5, 1.6, 1.8 разрешается пересекать с любой стороны. Линию
разметки 1.7 разрешается пересекать с любой стороны на перекрестках с круговым
движением, на иных перекрестках – запрещается пересекать для перестроения из одной
полосы движения в другую.»;
в пункте 9:
слова «№ линии разметки» заменить словами «Номер разметки»;
в назначении разметки 1.1:
из части первой слова «(может иметь желтый цвет)» исключить;
часть третью дополнить словами «, границ велосипедной дорожки»;
из назначения разметок 1.2, 1.6 и части первой 1.11 слова «(может иметь желтый
цвет)» исключить;
в назначении разметки 1.3:
слово «четыре» заменить словом «три»;
слова «(может иметь желтый цвет)» исключить;
из части первой назначения разметки 1.5 слова «или три» и «(может иметь желтый
цвет)» исключить;
назначение разметки 1.7 изложить в следующей редакции:
«Обозначение полос движения и велосипедных дорожек в пределах перекрестка»;
назначение разметки 1.13 изложить в следующей редакции:
«Обозначение места, где водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам,
движущимся по пересекаемой дороге, иным участникам дорожного движения, путь
движения которых он пересекает. В местах пересечения с велосипедной дорожкой
и на велосипедной дорожке может применяться без установки соответствующих
дорожных знаков»;
назначение разметки 1.14.1 изложить в следующей редакции:
«Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода – «зебра»,
а также мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки»;
назначение разметки 1.14.2 изложить в следующей редакции:
«Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода, а также
мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки в местах повышенной опасности»;
назначение разметки 1.15 изложить в следующей редакции:
«Обозначение велосипедного переезда (может иметь желтый цвет). Зона
велосипедного переезда может обозначаться зеленым цветом»;
номер, вид и назначение номера разметки 1.19 изложить в следующей редакции:

«1.19.1–
1.19.2

1.19.1–1.19.2
Обозначения приближения:
1.19.1 – к участку дороги, на котором заканчивается данная
полоса проезжей части (с необходимостью перестроиться
на соседнюю полосу справа), или к разметке 1.1 или 1.11,
разделяющей транспортные потоки противоположных
направлений;
1.19.2 – к участку дороги, на котором заканчивается данная
полоса проезжей части (с необходимостью перестроиться
на соседнюю полосу слева)»;

назначение разметки 1.28 дополнить словами «Зона парковки может дополнительно
обозначаться синим цветом»;
назначение разметки 1.32 дополнить словами «и обозначает место, где велосипедист
должен предоставить преимущество пешеходам»;
дополнить пункт следующими номерами, видами и назначениями разметки:

«1.35.1

Изображение на проезжей части дорожного знака 3.33
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
21
1.35.2

Изображение на проезжей части дорожного знака 3.34
1.36

Обозначение места, выделенного конструктивно или с помощью
дорожной разметки 1.1, где разрешены остановка и стоянка
только транспортных средств оперативного назначения органов
внутренних дел
1.37

Обозначение границ перекрестка
1.38

Изображение на проезжей части дорожного знака 1.37. Может
применяться без установки соответствующего дорожного знака
1.39

Изображение на проезжей части дорожного знака 7.4.10. Может
применяться без установки соответствующего дорожного знака,
при этом устанавливает аналогичные ему требования. При
обозначении парковочного места соответствующая зона
парковки может дополнительно обозначаться зеленым цветом»;

в приложении 4:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Эффективность торможения или устойчивость транспортного средства при
торможении рабочей тормозной системы не соответствует установленным требованиям.»;
пункт 14 после слова «предусмотренная» дополнить словами «обязательными
для соблюдения»;
в пункте 17 слова «требованиям технических нормативных правовых актов»
заменить словами «установленным требованиям»;
в пункте 25:
часть первую изложить в следующей редакции:
«25. Шины легковых автомобилей (за исключением квадрициклов), грузовых
автомобилей и прицепов, имеющих технически допустимую общую массу не более
3,5 тонны, имеют остаточную глубину рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых
автомобилей и прицепов, имеющих технически допустимую общую массу более
3,5 тонны, – 1 мм, автобусов, троллейбусов – 2 мм, мотоциклов, мопедов
и квадрициклов – 0,8 мм.»;
часть третью исключить;
пункт 29 дополнить частями следующего содержания:
«Ошипованные шины установлены не на все оси транспортного средства.
На транспортном средстве установлены ошипованные шины в летний период (июнь,
июль, август).»;
в пункте 30 слова «величины, установленные техническими нормативными
правовыми актами» заменить словами «установленные величины»;
пункт 37 изложить в следующей редакции:
«37. На стеклах и (или) в оконных проемах транспортного средства установлены
не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены
покрытия, в том числе пленочные*.
Допускаются установка и наличие:
в верхней части ветрового стекла светозащитной полосы, выполненной в массе
стекла, либо крепление светозащитной полосы прозрачной цветной пленкой шириной
не более 140 мм, а на транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров,
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2022, 1/20295
22
технически допустимая общая масса которых превышает 5 тонн, либо перевозки грузов,
технически допустимая общая масса которых превышает 3,5 тонны, – шириной,
не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла
и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем;
шторок на боковых (кроме передних) и задних окнах автобуса, предназначенного
для перевозки сидящих пассажиров, жалюзи или шторок на заднем стекле легкового
автомобиля при наличии у них с обеих сторон наружных зеркал заднего вида;
пленочных покрытий на боковых и задних стеклах пассажирского транспорта,
за исключением установленных в оконных проемах, являющихся аварийным выходом,
с информацией о порядке оплаты проезда, в том числе с изображением QR-кода, размер
которого не превышает 10 процентов оконного проема и не препятствует видимости
пассажиров;
средств регистрации и записи окружающей обстановки (видеорегистратор),
не ограничивающих обзорность с места водителя.
______________________________
* Данные требования не распространяются на транспортные средства, используемые
для транспортного обслуживания, сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц,
подлежащих государственной охране, защите, безопасности участников уголовного процесса и иных лиц
в соответствии с законодательными актами.»;
абзац второй части первой пункта 44 изложить в следующей редакции:
«в автобусе, троллейбусе, легковом и грузовом автомобилях, колесном тракторе,
самоходной машине – медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки,
а в грузовом автомобиле с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны
и автобусе с технически допустимой общей массой свыше 5 тонн – также
противооткатные упоры (не менее двух). Легковые автомобили оснащаются не менее чем
одним огнетушителем емкостью не менее 1 литра, автобусы, грузовые автомобили –
не менее чем одним огнетушителем емкостью не менее 2 литров. Огнетушитель
размещается в легкодоступном месте. У автобусов огнетушитель размещается поблизости
от рабочего места водителя. В двухэтажных транспортных средствах на верхнем этаже
должен находиться дополнительный огнетушитель. Огнетушители должны быть
опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который
на момент проверки не должен быть завершен;»;
пункт 45 после слова «предусмотренные» дополнить словами «обязательными
для соблюдения»;
в пункте 47 слова «технических нормативных правовых актов» заменить словами
«технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза»;
пункт 48 изложить в следующей редакции:
«48. На мотоцикле, мопеде:
не работает или отсутствует предусмотренный изготовителем рулевой демпфер;
отсутствуют предусмотренные изготовителем подножки или рукоятки
для пассажиров на седле;
отсутствуют предусмотренные изготовителем дуги безопасности или они находятся
в состоянии, при котором невозможно их использование по назначению;
имеется люфт в соединениях рамы транспортного средства с рамой бокового
прицепа к мотоциклу.»;
пункт 49 исключить;
в пункте 50 слова «организацией (заводом)-изготовителем» заменить словом
«изготовителем»;
из пункта 51 слова «(паспорте транспортного средства (шасси транспортного
средства)» исключить;
пункт 52 изложить в следующей редакции:
«52. Опознавательный знак транспортного средства не отвечает требованиям Правил
дорожного движения и требованиям технических регламентов Таможенного союза
и Евразийского экономического союза.».

 

 

свернуть