преемственность дошкольного и І ступени общего среднего образования

Особенности адаптации первоклассников к школе

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ –

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у первоклассника при адаптации к школе?

Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

К физиологической адаптации относят несколько этапов:

§ «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.

§ Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.

§ Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:

§ Недостаточность подготовки ребенка к школе;

§ Длительная депривация;

§ Соматическая слабость ребенка;

§ Нарушение формирования отдельных психических функций;

§ Нарушение познавательных процессов;

§ Нарушение формирования школьных навыков;

§ Двигательные нарушения;

§ Эмоциональные расстройства;

§ Общительность и социализация.

Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе

У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

§ Высокий уровень адаптации.
Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.

§ Средний уровень адаптации.
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.

§ Низкий уровень адаптации.
Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

 
 

Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации

Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:

Расстройства психики:

§ Нарушение сна ;

§ Плохой аппетит;

§ Усталость;

§ Неадекватное поведение;

§ Головные боли;

§ Тошнота;

§ Нарушение темпа речи и т.п.

Невротические расстройства:

§ Энурез;

§ Заикание;

§ Неврозы навязчивых состояний и т.п.

Астенические состояния:

§ Снижение массы тела;

§ Бледность;

§ Синяки под глазами;

§ Низкая работоспособность;

§ Повышенная утомляемость и т.д.

§ Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет.

§ Как повысить иммунитет?

§ Снижение учебной мотивации и самооценки.

§ Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.

Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту. В данном случае, детскому психологу.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей

§ Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.

§ Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.

§ Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.

§ Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.

§ Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.

§ Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни.

Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.

свернуть

Ребёнок на пороге школы

В старшей  группе завершается дошкольный возраст.

 К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 Для воспитателей и родителей предстоит большая работа в подготовке будущего первоклассника. Они вместе должны приложить все усилия в этой нелегкой работе.

В течении года родителям предлагается:

  • Рекомендации будущим первоклассникам.
  • Анкетирование.
  • Консультации.
  • Доклады.

 Мы уже знаем, дети, которые в семье получают достаточное внимание и любовь, а также разнообразные впечатления, с которыми родители систематически занимаются, в школе более спокойны, они самостоятельнее, сообразительнее и добросовестнее в выполнении школьных обязанностей, чем дети, с которыми предварительно мало занимались.

 Исключительную роль в подготовке детей к школьному обучению играет детский сад.  Он дает детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивает психические процессы, формирует интерес к игре, посильному труду и обучению, способствует привитию навыков культуры поведения.

 Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, мог успешно учиться, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют школьнозначимыми, познавательными. Прежде всего они обеспечивают его способность заниматься успешной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности.

 Нарушение организации деятельности и внимания – характерная особенность непосед.

В шесть лет  это проявляется, как:

  • воспринимает словесное задание, но приступая к работе допускает много ошибок, иногда выполняет только часть;
  • быстро отвлекается и не может сосредоточенно работать, не доводит работу до конца;
  • не умеет работать по плану, действует методом проб и ошибок;
  • способен принять помощь взрослого, но сам, как правило, не вносит исправления по ходу деятельности.

 Планируя работу по подготовке к школе, взрослые особое внимание уделяют развитию речи, памяти, моторных функций, зрительного восприятия, и тех функций, на основе которых формируются базовые учебные навыки ( письмо, чтение, счет).

 Обязательно нужно упорядочить режим дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, гуляет, ест, занимается. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки. Наверное, следует напомнить, что ребенок – дошкольник учится постоянно. Поэтому какую – то часть необходимых представлений, сведений, знаний он получает не садясь специально за стол.

 И прежде всего это относится к развитию речи. Шестилетний ребенок должен уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова обозначающие местоположение и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, за, под, перед. Еще шестилетний ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические функции – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Сравнивать и различать предметы по величине – большой, маленький.

 Один из показателей речевого развития ребенка – формирование фонематического слуха, т.е. умение узнавать и различать звуки на слух.

Обучение письму так же одна из наиболее существенных проблем при подготовке к школе. Чтобы подготовить руку ребенка к письму нужно прежде всего развивать его способность выполнять сложнокоординированные графические движения. Но сначала необходимо научить его правильно располагать тетрадь и держать ручку ( при работе праворукого ребенка свет должен падать слева у леворукого - справа). Очень эффективны для подготовки к письму и чтению задания на различие (уметь находить сходство и различать форму, буквы, фигуры, объекты) на классификацию (выделять специфические признаки предметов), деление целого на части и составление целого из частей (складывать фигуры и буквы из частей и т.п.). Они способствуют формированию зрительно –пространственного восприятия, внимания.

В 5-6 лет ребенок способен одновременно сравнивать, выделять предметы, фигуры, различать наклон, вертикальные и горизонтальные линии, их высоту, точно воспринимать и копировать образец фигуры, буквы. Именно эти способности – основа успешного обучения письму.

 Очень важно развивать – зрительную память ребенка, необходимую при обучении письму, чтению, счету. Кроме учебных навыков для успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня личностного развития. Под определенным уровнем понимают три сферы жизненных отношений – с близкими взрослыми, со сверстниками, к самому себе.

Советы родителям: «Не спешите в школу»

  • Общение с ребенком не должно становится на насильственном внушении ему правил и запретов. Ребенок не может оторваться от игры – играйте во все, что встречается в его жизни: «детский сад», «больница», «автобус», и пусть он в играх выступает положительным героем, кого-то спасающим или кем-то руководящим.

В играх смейтесь вместе над безответственностью, эгоизмом, глупостью и т.д.

  • Давайте возможность ребенку общаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите его сотрудничать, прощать обиды. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте одолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Успех пробуждает веру в свои силы!
  • Обязательно установите для ребенка посильные ежедневные обязанности, которые он будет четко знать. И обязательно объясните, что последует за их невыполнение!
  • Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к делу. Если речь идет о мальчиках – главную роль в этой работе должен играть отец.
  • Будьте по возможности спокойны, старайтесь поменьше кричать на ребенка, угрожать ему, высмеивать его. Вы добьетесь обратного результата – для него важно вызвать любую вашу реакцию, он и дальше будет вести себя так, вызывая у вас хоть эти эмоциональные формы внимания.
  • Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к шести годам, НЕ СПЕШИТЕ ТУДА.

 Пусть он войдет в класс в семь, но уже сознательным школьником. А пока на легком материале втягивается в учебу, стремится к достижению результата. 

 И, пожалуйста, дорогие родители, в требованиях к ребенку будьте единомысленны друг с другом, любой ценой идите на взаимные компромиссы: расхождения в требованиях к ребенку, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, здесь просто фатально вредны!

свернуть

План работы па пераемнасці на ступені дашкольнай адукацыі і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

 

ПЛАН РАБОТЫ ПА ПЕРАЕМНАСЦІ НА СТУПЕНІ ДАШКОЛЬНАЙ АДУКАЦЫІ

 І ПЕРШАЙ СТУПЕНІ АГУЛЬНАЙ СЯРЭДНЯЙ АДУКАЦЫІ

 

№ п/п

Змест работы

Тэрмін

Выканання

 

Адказныя

1

Удакладненне спісаў дзяцей шасцігадовага ўзросту, у тым ліку дзецей, якія не залічаны ў 1 клас, але зарэгістраваныя на тэрыторыі Ісернскага сельскага выканаўчага камітэта

да 3 верасня

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

2

Фарміраванне банка дадзеных аб дзецях 5-ці і 6-ці гадовага ўзросту

да 3 верасня

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

3

Анкетаванне для законных прадстаўнікоў “Аб аказанні дадатковых платных адукацыйных паслуг”

да 15 верасня

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

4

Прыём заяў законных прадстаўнікоў выхаванцаў да аказання платнай паслугі “Школа будучага першакласніка”

да 24 верасня

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

 

5

Узаеманаведванне заняткаў і ўрокаў настаўнікаў пачатковых класаў і выхавальнікаў дашкольнай установы

 

па меры неабходнасці, але не радзей, чым 1 раз у квартал

 

 

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

выхавальнікі,  настаўнікі пачатковых класаў

6

Арганізацыя пераемнасці навучання: дашкольная ўстанова і пачатковая школа

верасень

нам.дырэктара

Фядзюшка Ю.Ю.

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

нам.дырэктара

Рыбачкова В.А.

7

Педагагічны савет “Адаптацыя вучняў 1 і 5 класаў; адаптацыя выхаванцаў да дашкольнай установы”

лістапад

нам.дырэктара

Фядзюшка Ю.Ю.

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

8

Сумесная нарада з настаўнікамі пачатковых класаў па пытаннях планавання (аналіз праграм) і арганізацыі работы з дзецьмі на розных ступенях адукацыі

згодна плана МА

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

выхавальнікі,  настаўнікі пачатковых класаў

9

Сумеснае правядзенне розных мерапрыемстваў па плане выхаваўчай работы

на працягу года

нам.дырэктара

Рыбачкова В.А.

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

10

Работа з законнымі прадстаўнікамі дзяцей па пытаннях падрыхтоўкі дзяцей да школы

 

на працягу года

Дырэктар Буян В.М.

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

11

Правядзенне сумесных ранішнікаў, фальклорных свят

 

на працягу года

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

выхавальнікі, 

настаўнікі пачатковых класаў

12

Прыняцце ўдзелу выхавальнікаў і настаўнікаў пачатковых класаў у семінарах, выставах, конкурсах, паседжаннях МА

 

на працягу года

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

выхавальнікі, 

настаўнікі пачатковых класаў

13

Сумесная нарада з настаўнікамі пачатковых класаў па пытаннях падрыхтоўкі дзяцей да навучання ў школе

 

май - чэрвень

нам.дырэктара

Фядзюшка Ю.Ю.

нам.дырэктара

Пуцята В.Л.

свернуть

"Школа будущего первоклассника"

Объединение по интересам по подготовке воспитанников старшего возраста к школе. Профиль: общественно-гуманитарный; уровень: базовый.
развернуть

Подготовительные занятия в "Школе будущего первоклассника" являются введением ребёнка в школьную жизнь.

Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. При подборе материала, ориентировка на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Работа ведётся по следующим направлениям:

  •  развитие у детей умственных способностей;
  •  развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  •  развитие моторных функций (мелкой мускулатуры руки и пальцев), графических   навыков;
  •  развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
  •  овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет пря¬мой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач.);
  •  развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей);
  •  развитие волевой готовности ребенка.Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам. Проводит занятия воспитатель дошкольного образования Луцевич Рита Михайловна. Образование высшее, категория высшая.
свернуть
поделиться в: