Советы психолога

Практические рекомендации педагогам

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
Индивидуальная встреча с родителями
Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?

• Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ре¬бенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно — заранее
• приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу по¬лучить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное ре¬шение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу
• во время обсуждения проблемы в присутствии ребенка пом¬ните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного — это нечестно!
• не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно из¬вестных фактах
• побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопре¬деленных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться»
• Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних задания по ма¬тематике», «отказался отвечать на уроке химии» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальней¬шую учебную деятельность ребенка
• совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье
• предлагая возможные способы решения проблемы, не про¬воцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», — этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальней¬шие встречи с их родителями не состоялись обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного челове¬ка? Дети многое делают по незнанию!
*не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое до¬рогое, что у них есть — своих детей
*заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожида¬ния участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?
* помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно на¬всегда
*и последний, самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу.
Как привлечь родителей на собрания
*Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь. Обязательно при всех. Благодарите учеников за их замечательных родителей. Благодарите бабу¬шек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помога¬ют организовать праздники. Отдельно благодарите пап — за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг на¬встречу ребенку и учителю. Конечно, форма выражения бла¬годарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма .
*записи в дневнике любимого чада — самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информи¬руют о том, чего ребенок не сделал в школе. А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребен¬ка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похва¬лу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!
* Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, - убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.
*Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о при¬глашении на очередное собрание).
Родители не должны чув¬ствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи ру¬ки нужны для покраски парт или мытья окон, или безраз¬мерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости
*изучайте родителей (и других членов семьи) — их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспита¬ния — не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судь-ба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и их стра¬тегия станет известной другим благодаря вашему искренне¬му интересу
*учитесь у родителей, ведь учитель — это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.

Правила родительского собрания
*Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе
*обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не го¬ворите «мама Миши Петрова». Иначе может создаться впе¬чатление, что родители значимы для вас только в этой роли
* на собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о кон¬кретном ребенке. А вот хвалите — персонально и обязатель¬но всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребен¬ка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд
*особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встре¬чи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять план¬ку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей по¬пробуйте...
• когда родителям предлагается посильная и конкретная мо¬дель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты, повышают заинтересован¬ность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность про¬следить за развитием ребенка в семье
• старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
• при необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты ре¬шения проблемы, охотно обсуждайте их.

Как распознать детский стресс.

На наличие эмоционального психологического стресса детско¬го организма указывают следующие признаки:
1. Эмоциональная неустойчивость — легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверен¬ность в действиях, непоследовательность в поступках, каприз¬ность, страхи.
2. Вегетативная неустойчивость — легко возникающее покрас¬нение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в гор¬ле», «каша во рту», колебание артериального давления преимуще¬ственно в сторону его понижения, повышенная потливость, неус-тойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосфер¬ного давления.
3. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
4. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда от¬четливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
5. Психомоторные нарушения в виде заикания, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергива¬ние мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляци-
онных и дыхательных мышц, звуки типа «Кх», поперхивание, по¬кашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напо¬минающая заикание речь.
Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребен¬ком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.

Синдром эмоционального выгорания
Существует очень много определений СЭВ, но наиболее общее выглядит примерно так: синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального и физического истощения, снижение энергетического потенциала, сопровождающееся расстройствами эмоциональной сферы.
Специалисты отмечают, что риск развития синдрома выгора¬ния в очень высокой степени обусловлен личностными особенно¬стями человека. Поэтому СЭВ может развиться при определенном стечении обстоятельств практически у любого человека. Но наи¬более подвержены риску выгорания люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями, те, кто рабо¬тает слишком много в течение продолжительного периода времени со слишком большой интенсивностью. Увеличивают восприимчи¬вость к выгоранию гиперответственность, отсутствие других инте¬ресов кроме работы, отношение к себе как к единственному чело¬веку, который способен справиться с поставленной задачей.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; пло¬хое общее состояние здоровья, в т. ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потли¬вость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспа¬лительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой сис¬темы.
2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; песси¬мизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессив¬ность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство
вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации сво¬ей или других — люди становятся безликими, как манекены; пре¬обладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы: рабочее время занимает более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и жела¬ние отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оп¬равдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоцио¬нальное поведение.
4. Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; ма¬лое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании; формальное выполнение работы.
5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ог¬раничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Конечно, все вышеперечисленные симптомы по-разному про¬являются на разных стадиях СЭВ. Синдром эмоционального выго¬рания включает в себя три стадии, каждой из которых присущи четыре основных симптома:
1-я стадия — «Напряжение»:
неудовлетворенность собой,
«загнанность в клетку»,
переживание психотравмирующих ситуаций,
тревожность и депрессия.
2-я стадия — «Резистенция»:
неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственная дезориентация,
расширение сферы экономии эмоций,
редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия — «Истощение»:
эмоциональный дефицит,
эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность,
психосоматические и психовегетативные нарушения.

К основным причинам возникновения СЭВ специалисты отно¬сят следующие:
окружающая среда: шум, душные помещения, однообразный пейзаж, невозможность укрыться от всевидящего ока начальства;
ритм работы: перегрузки, постоянные авралы, неожиданности по сто раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие;
взаимоотношения: конфликты с руководством или коллега¬ми; обстановка непонимания и борьбы за место под солнцем;
перспективы: точнее сказать, их отсутствие.


Первая помощь после воздействия стрессовых факторов
Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на орга¬низм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:
• использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и ар¬терии на руках холодной водой
• медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые зана¬вески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете по¬может отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окру-жающей обстановки
• посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите
• набрав воды в стакан, медленно, как бы сосредоточенно вы¬пить ее. Сконцентрировать внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу
• представить себя в приятной обстановке — в саду, на пляже, на качелях, под душем
• применить формулы успокоения «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».
• существует множество физиологических механизмов раз¬рядки, которые восстанавливающее действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания уда¬рить, выговориться и т. д.

Не надо блокировать (сдерживать):
— возникающее чувство раздражения, агрессии. Это состояние можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз уда¬рить ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку, «выпустить пар»;
— эмоции. Их необходимо разрядить
— выговориться до кон¬ца кому-либо. Когда человек выговорится, его возбуждение сни¬жается, он может осознать свои ошибки и принять правильное ре¬шение.

Для того, чтобы быстрее нормализовать состояние после не¬приятностей, необходимо:
— дать себе усиленную физическую нагрузку (20 — 30 присе¬даний, бег на месте, подняться пешком на 3—5-й этаж);
— найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая ком¬ната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздраже¬ние, гнев, обида уйдут;
— другой способ — «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чувства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется
*переключиться на интересную деятельность, любимое за¬нятие — создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуж¬дения, который обладает способностью тормозить все ос¬тальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же соз¬дать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту. Вспомнить при¬ятные события из собственной жизни. Представить, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в этом состоянии радости. Сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом: позой, осанкой, жестами, походкой
• использовать приемы логики. Включение рассудочной де¬ятельности в восприятие и процесс реагирования на внеш¬ний стимул значительно изменяет поведение человека и корректирует эмоциональные реакции. Необходимо пом¬нить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. В острой эмоциогенной ситуации не следует принимать никаких решений. Успоко¬иться, а затем все обдумать по принципу: «Подумаю об этом завтра»
• произвести общую переоценку значимости ситуации по ти¬пу: «не очень-то и хотелось» или суметь извлечь что-то по¬ложительное даже из неудачи, используя прием «зато». Применить способ успокоения по принципу «зелен виног¬рад». Сказать себе: «То, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось». Спокойно про¬анализировать ситуацию, постараться четко осознать воз¬можные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.

ТЕСТ «ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ВЫ СТРЕССУ?»

Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан в Медицинском центре Университета г. Бостона (США).
Инструкция: необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количе¬ством баллов:
—- почти всегда — 1
— часто — 2
— иногда — 3
— почти никогда — 4
— никогда — 5
1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7—8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою лю¬бовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкоголь¬ных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11.Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной дея¬тельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью до¬веряете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

 

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20баллов.
Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, — у Вас прекрасная ус¬тойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на ор¬ганизм, Вам не о чем беспокоиться.
Если Ваше итоговое число превысило 30 баллов, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если Вы набрали более 50 баллов, Вам следует серьезно заду¬маться о Вашей жизни — не пора ли ее изменить. Вы очень уяз¬вимы для стресса.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт — 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно. Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не то¬гда, когда уже будет поздно.

Стрессовый стиль жизни
Человек
• испытывает хронический неослабевающий стресс
• попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессо¬вых ситуаций
• тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками)
• участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе
• испытывает постоянную нехватку времени, стремится слиш¬ком много сделать за ограниченный промежуток времени
• беспокоится по поводу потенциально неприятных насту¬пающих событий
• обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических уп¬ражнений, в плохой физической форме)
• поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью)
• считает, что трудно просто хорошо провести время, рассла¬биться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой
• воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (напри¬мер, путем интриг, стремления «заманить»)
• воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; не воспринимает юмор
• соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных со¬циальных ролей
• воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча.

 

Нестрессовый стиль жизни

Человек
• допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности
• имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно от¬страниться и расслабиться
• отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно вы¬бирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными.
• участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, кото¬рая обеспечивает подлинное вознаграждение
• сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, в которой пе¬риоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «пе¬редышки»
• уравновешивает опасные события полезными целями и по¬ложительными событиями, к которым следует стремиться
• сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет
• вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, об¬щественную деятельность, отдых, уединение, культурные меро¬приятия, семью и близких знакомых)
• находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение
• наслаждается полной и кипучей сексуально жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»
• наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора
• проводит жизнь, относительно свободную от ролей; спосо¬бен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания
• эффективно распределяет время, избегает напряженных си¬туаций.

свернуть